Боевой курс. 1944, март.
2 Б О Е В О Й H K f C 2 марта 1944 г., Nt 19. jUMi-ULHJUUiii h u m ..... . г^ііяии аюсадяиммаааадаиами аіа ^ '-»' -t^-.ідх-.-аг--*»<шии ш т и м п ш а — о я ч и ѵ - т т вЯШ Ш ЯШ ; м и и м и и и и і^ и а и и и и д а а |м і я я і ^ ^ д " » я " ! ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ (ШШшапсмшь(к>е$ФімШШШ --------— КАК ЛУНИН — СПАС ДВУХ БОЙЦОВ На страницах истории Краснознаменной «'К-21» запечатлен такой случай. Дедка шла. во вражеских водах. Командир подводного крей сера- капитан 2 ранга Лунин был па мостике, когда ему доложи ли о неисправности одного из механизмов в кормовой надстройке. Лунин приказал послать туда, двух мотористов. Выполнить при- I иаз командира вызвались Маи и Свистунов. Пройдя по «кольз* j кой, раскачивающейся палубе, в кормовую надстройку, мотористы || осмотрели неисправный механизм, очистили его от кристаллов і соли, ‘а затем приступили к ремонту. Мац и Свистунов спокойно I стучали ручниками, уверенный1, что командир, если появится I противник, не оставит их в беде. Так и произошло. Налетевший на. лодку снежный заряд внезапно прекратился I и сипіалыцик Шорпиков. будто перед ним поднялся занавес, Г увидел в 25 кабельтовых кильватерную колонну немецких ко- 5раблей. Три немецких миноносца шли курсом норд-вест. Лунин понял, что замечен: концевой миноносец поворачивал прямо па лодку. Через 3 минуты он настигнет ее. Если дожи даться бойцов из кормовой надстройки, лодка, только-только успеет погрузиться. В таких случаях разрешается немедленное погружение. Но не таков Лунин, чтобы оставить своих людей па произвол судьбы. Нужно было хладнокровие командира., его трезвый расчет и спокойная решимость сохранить жизнь двух краспофлотцев, что бы дождаться, пока мотористы выберутся на палубу, пробегут по ее скользким обледеневшим решеткам, взберутся па мостик и нырнут в люк. Лунин уже отослал вниз -всю вахту, приготовил лодку к погружению и один стоял на, мостике, всматриваясь в I быстрое движение вражеского корабля, пока обе головы мото- I р-истові не скрылись в люке, только тогда, бросив последний I тзгляд на выросший уже совсем рядом мпноносец, Лунин опустил за собой крышку люка. Волны укрыли лодку от врагов. В этом маленьком; эпизоде ярко отразились глубокая вера краснофлотцев в своего командира, и его готовность «о что бы то ни стало выручить из беды своих бойцов. [ ВЕРА В КОМАНДИРА м Капитан 3-го Мамиконович вать Да моря. Тбилиси, окружен ием горами и отда ленном от моря на много миль, он научился гра моте, а после ос воил слесарное де ло и .поступил на завод. Специаль ность слесаря ув лекала, его. И не’ думалось девятнад цатилетнему юно ше, что перед ним ляжет иной путь— п уть морского офи цера. Но вот флоту понадобились но вые кадры. Комсомольская орга низация завола послала Арванов.і учиться в Ленинградское Высшее Военно-Морское училище имени М. В . Фрунзе. За. время учебы Зармаир Арва- нов несколько раз побывал в по ходах. Практику проходил он на подводных лодках и Тихоокеан ского, п Краснознаменного Бал тийского, и Черноморского флотов. Молодой курсант крепко сроднил ся с морем и полюбил его. По по-настоящему он почув ствовал себя моряком немного позже, когда его определили, по окончании училища,, командиром группы торпедистов на лодку, которой командовал А. В. Триполь ский. ныне іГер-ofl Советского Союза. Обу ченне лейтенлнтов-выпускнп- ков командир лодки взял на себя. Вот что рассказывает Арванов, о том, как воспитывал Трипольский молодых командиров. — Мне, — говорит он, — трудно было запоминать финские названия маяков, островов. А Трипольский требовал от вахтен- J но го командира, чтобы он знал налзусть все названия и ясно представлял по памяти, где и ка кие маяки или острова должны открыться взору за время вахты. Забудешь название и бежишь в штурманскую рубку взгляпуть на карту. II так за вахту приходи лось помногу раз спускаться рубку, пока все не запомнишь. Через несколько месяцев Арва- нова перевели командиром БЧ-2-3 на лодку, которая строилась. Пришлось много и усердие потру диться над освоением новейшей техники. Вскоре вместе со своим подвод ным •корабле» Арванов пришел на Север. Снова началась учеба: осваивали новый морской театр, изучали его особенности, но. по жалуй, больше всего Арванов за нимался отработкой действий орудийных расчетов. Прославлен ный подводник Магомет Гаджпев не раз говорил Арва нову о воз можности использования артил лерийского вооружения лодки против малых корт блей противни ка. Гаджпев требова.т любви к артиллерийскому делу. - Началась война. И в первом-же боевом походе, на виду у против ника Гаджиев приказал всплыть и расстрелять немецкий танкер из орудий. Арванов ие замедлил открыть огонь, но у орудийной прислу ги но бьпло ? еще достаточного опы та, чтобыі быстр; добиться попада ний. и враг, успел укрыться в фиор де. Первая неудача не разочаровала Арва нова. Еще на ст-оичтоее он взял ся за тренировку, сам устанавливал целик, определял j дистанцию, подол гу занимался с. орудийными рас четами. Результаты упорной учебы ска зались в бою. В сентябре 1941 года гаіжневцы атаковали немец- і кий транспорт водоизмещением в 5— G тысяч тонн и потопили его артиллерией. Арванов командовал орудийным огнем. Из 33-х выпу щенных с лодки снарядов 28 на крыли цель. Об’ятый пламенем корабль врага на глазах у всех пошел ко дну. ! Плавая с Гаджиевым,-Арванов вырос, как командир, его повыси ли в должности и перевели па лодку к Герою Советского- Союза капитану 2-го ранга Лунину. Лунин считает, что главное для офицера. — это, и в базе, во время стоянки, и в море, на пе реходе, и на позиции, и даже во в>речя атаки, учиться самому и учить людей на личном примере. И сам Лунин делал именно так. Он часто трепировал Арванова. на приборе, выходил вместе с ним в атаку, если позволяла обстанов ка — давал наблюдать в пери скоп за противником. Сделаешь правильно — по.хвалит, оши бешься — поправит. Лунин ревностно наблюдал за ростом своего ученика, и это окрыляло Арванова. — Никогда, не забуду, — го ворит Арванов, — как Лунин I впервые доверил мне сниматься со швартовов. Момент, когда я взялся за телеграф, останется в моей памяти на всю жизнь. Участник потопления 14 ко раблей противника, трижды орде ноносец, ученик трех героев Со ветского Союза — Трипольского, Гаджиева и Лунина, капитан Зтч> ранта Зармаир Арванов не оста навливается па достигнутом. Изо дня в день он углубляет свои тео ретические знания, совершенст вует свое мастерство. Таков облик моряка воина, ко торый пришел к высокому офи церскому званию путем непре; рывной и упорной учебы, путем постоянного совершенствования своего ѵ істеретва и кропотливой работы над собой. Д. КОВАЛЕВ. В одном из походов Краснозна менной Гвардейской подводной лодки «Щ -402» произошел эпи зод, который свидетельствует о глубочайшей вере бойцов в свое го командира, о готовности любой ценой выполнить его приказ. Вот что рассказывает об этом коман дир лодки гвардии капптап 3 ран га А. Каутский: «Наша лодка подходила к ба зе. Шли средним ходом, потому что при дальнейшем увеличении оборотов слишком повышалась температура подшипников. Зна чит, с ними что-то неладно, да вать полный ход нельзя. Было три часа утра. Я стоял на мостике и ‘Курил, наблюдая, как быстро рассеивается туман, который плотной пеленой окуты вал все окружающее. Вдруг ш тур ман, стоявший рядом со мной, резко повернулся. Мое сознание мгновенно зафиксировало необыч ную резкость его движения, п я сразу увидел на водной поверх ности два белых следа торпед. — Право на борт! — вырва лось у меня почти непроизволь но, в то время, как рука, быстро перевела телеграф на. «самый полный ». II т у т я подумал о том), как мичман говорил, что даже и «полный» давать нельзя. Если он усомнится в правильности моего приказа и переспросит... Но лодка круто развернулась, сильнее забурлила пена от вин тов, и у всех, кто был на. мости ке, в.ырвался дружный вздох об легчения. Торпеды врага, прошли всего в нескольких метрах от носа и от кормы. Когда я спустился в лодку, Михеев сказал мне: —• Ну, товарищ командир, раз, думаю, самый полный, значит— не зря. Хоть линия вала попо лам — все равно дам!» „ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО!*' Водолаз краснофлотец Григорий Кагпшос, выполняя на-днях спв циалыіое задание командования, проявил исключительное мужест во и самоотверженность. Ему бы ло приказано ликвидировать опас ность взрыва, находившегося под водой снаряда. Нельзя было те рять ни секунды. Малейшее про медление грозило катастрофой. Выслушав указания командира, запомнив каждое его слово, 1а- пинос быстро надел водола-зны! костюм и пошел иод воду-. Работа была; связана с огромным ри - ' ском для жизни. Но Капинос не думал о грозившей ему опасности. Действуя спокойно, уверенно, точно, он привел снаряд в безо пасное ноложепие, устранил угро зу взрыва. Находившийся наверху у теле фона старшина 2-й статьи Иван Токмачев услышал голос водола за: — Задание выполнено! ! Отважного краснофлотца сме нил под водой Токмачев. Он вни мательно осмотрел снаряд, убе дился в его безопасности и обег печил под’ем на берег. 'Когда іКапиноса спросили, Bit ему удалось быстро и точно в» полнить сложную работу, он ска зал: — Приказано — сделано. Командир соединения наградил > краснофлотца Григория Капинои медалью «За отвагу», а старшя' ну 2-й статьи Ивана Токмачева— медалью «За боевые заслуги». Мих, ДЕШИН. Приказ есть приказ Далеко от родных берегов в» время сильного шторма у нас на лодке нарушилась радиосвязь. Оказалось, что антенна обледене ла и под тяжестью льда обвисла. Надо было во что бы то ни стало принять срочные меры. Командир приказал мяо восста' новить связь, исправить антенну. Забравшись на козырек рубки, я каблуком отбил под ногами ле дяную корку, чтобы удобнее было стоять. Ветер был такой силы, что отколотые куски льда уноси лись им, как легкие пушины. Стоило многих усилий удержать ся на таком ветру. Но приказ есть приказ и нельзя его и# вы полнить. Несмотря на стремитель ную качку, я установил новую аварийную антенну, и таким об разом, радиосвязь была, налажена. Старшина 2-й статьи Н. ЧИЖЕВСКИЙ. Ответственный редактор А. ЛЮБОВИЧ. Старший леііге- нант С. Смелнн- ский участник всех победных по ходов Краснозна менной „ІЦ-404". ОФИЦЕР ранга Зармаир Арванов начал вое- j лейтенантам. А. до 1933 го-, оп и в глаза не видел | ■Родился Арванов в старом В j ГМ 126768. Зама» Ия 286.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz