Боевой курс. 1944, март.

я Три мичмана—три боевых друга. На снимке (слева наі раво): мичман Яков Боженко, мичман Илья Дорофеев и мичман Юрий Елин Фото Н. Сибилева О ВОСПИТАНИИ ПОДЧИНЕННЫХ Заметки старшины группы ■ Старшиной группы я стал сравнит,елшо недавно — летом прошлого года. ■ На флот я иршиед доібровол-ь- і№м шость лет назад в с первых дней нокжівнл перец собой зада­ ч у — в соксрніеистве овладеть ■сложной техникой подводного ко- ■раКЬя. Бел моя служба ва лодках -му и .номочь ^спраівиться. Пришлось много поработать с Фе­ досовым. Надо 'было изучить его характер, личные качества, хоро­ шие 'іг, плохие стороны..Ведь без', этого не найдешь подхода к чело­ веку.’Суда по тому, что Федосог, сейчас. коренным образом изме­ нился. ли* удалось подойти к не- проходила в напряженной учебе. 15 ловсодношю» штыш&шш зпа- пти.й, и когда нужно бшо заме­ нить старшину группы, я ібыл ужо г. 'этому, но существу,’ ГОТО®. Но все же сначала мне встреча­ лось немало трудностей, которые я преодолевал: с, шадоацмо ш ш г -д-ціріі боевой части, с помощью «артииной оргаітовдаи; Мое ашпаченио па .-должность старшины совпало ію времени с приходов на лодку молодых краю- эдофлотцов, 'никогда раньше не щдавшнх подвщного корабля. Ко -ото в группу назначили Теіюхом и Раицевича. Надо было в течение короткого срока подготовить из них полноценных специалистов, ищущих самостоятельно нести вахту, ■воспитать :в них любовь к технике, чувство ответственно­ сти за порученное дело. Всю уче­ бу я нос.троил на шшротпом по­ казе, иелосредственно у механиз­ мов, на боевом посту. Учил мо­ лодых тому, что необходимо' в мо­ ре; в боевом; походе, в схватке с врагом. 'И это не-прошло-даром. В .рдітом ив походов лодка под­ верглась жесточайшей бомбежке. Несколько раз вырубали автома- ты, но Терехов, несший само- стоятелшую .вахту, спокойно и уверенно устранял яоврежцшш, обеспечивая лодке необходимый ад. Работая с бойцами, воспитывая их, следует особое ‘внимание обра­ щать на дисциплину подчинен- йых, быть в ним справедливо строгим к требовательны». Друж- % дружбой, а служба службой— золотое ,это правило, надо соблю­ дать везде и во всем. От степени дисциплинированности бойца за­ висит в его подготовка, как спе­ циалиста, it выдержка в ‘бою, и повседневное поведение в быту. Есть ® моей группе краснофлотец Федосов. Он систематически на­ рушал дисциплину, игнорировал замечапия старших, грубж им. Стараясь, укрепить дисциплину в-своей группе, я следую мудрому •соеіту, :цьюказаіміоміуі .в брошюре «Начальник и подчиненные»: «Исли хочешь, чтобы у тебя пре­ ступлений прошв дисциплины не:' было, То но допускай мешдях Проступков, всегда внимательно, следи за своими подчиненными и за их отношением к тебе, и еелл* заметишь, что хотя в мелочах ле исполнены требования днсциішг пы, ,пе пропускай этого мимо глаз, а напомпн и Взыщи». Требуя от подчиненного, необ­ ходимо самому показыівать ему во всеім пример, быпъ честным и кор­ ректным во взаимоотношениях с ним, как на работе, так и .в бы­ ту. Только тот старшина действи­ тельно •ста.рпгипа, кому бойцы стараются подражать, на кого хотят быть похожими. Авторитет старшины но приходит со сторо­ ны. а завоевывается им самим. Следует всегда помнить о том. что старым багажом знаний долго ие проживешь. Повседневное со­ вершенствование—изучение тех­ нической литературы, знание но­ винок в технике и т. д. — необ­ ходимое качество! без которого нельзя стоять на уровне совре­ менных требований. Старшину, который пе работает над собой, подчиненные быстро перегонят и он перестанет быть для них ав­ торитетом. В заключение несколько слов о командире отделения. Это пер­ вый помощник старшины, и старинна должен во всем опира­ ться на пето, учить методам вос­ питательной работы, подготовлять из него омелу себе. Перед пашими старшинами стоят огромные задачи в деле ре­ ализации приказа. № 16 товарища Сталина и они, несомненно, спра­ вятся с ними. Старшина I статьи И. СКВОРЦОВ. ГМ 126676. Хозяин отсека Старшина группы на подводной лодке. --- это хозяин отсека, .пол­ ностью за лого отвечающий. Основная • задача старшины группы — обеспечить живучесті- отсека в бою, обучить подчинен­ ных .умелой борьбе за живучесть. Имея это постоянно ввщду, -я ежедневно Провожу с личным со­ ставом отсека занятия и трени­ ровки по борьбе за живучесть, обращая, прежде всего, внимание на отработку быстроты задраива- иия) переборок и умения управ­ лять механизмами и ремонтиро­ вать их .в темноте. Учения и тре­ нировки приносят реальные ре- зулътаты. Краснофлотцы Федотов, Мажаров, Боманов выработали автоматизм в своих действиях, научились быстро заделывать ігробоииы и исправлять повреж­ дения. Однажды, коща враг за­ брасывал нас, глубинными бомба­ ми, вышел из строя пусковой контактор, по краснофлотец Ма­ каров тут же, во время бомбеж­ ки. в кратчайший с-ропс исправил его. :Когда к пам в группу приходит новичок, помотают ему, учат его но только старшина и командир отделения, а все краснофлотцы отсека. Так, недавно пришедший иа лодку 'Краснофлотец Коротким с, помощью всей пашей -группы отработал свои обязанности на боевом посту, освоил механизмы и стал полноценным бойцом от­ сека. Два раза в месяіц я с пристра­ стием проверяю у подчиненных знание ими техники. Недавняя проверка., во время которой я да­ вал решать аварийные задачи, показала хор'ошие результаты. Особенно отличились краснофлот­ цы Федоров, Макаров и Вочанов, действовавшие так, что им не пришлось сделать ни одного заме­ чания. Мичман Я. БОЖЕННО. 1200 раз под водой .Восемь ле,т служит глав-старшина Иван Костыркип водола­ зом Бьм он под водой 1200 раз. Если сложить имеете все глу­ бины на, которые он спускался, полупится внушительная циф Г - «"Гад* - т w «» т”“го"“а,“ в Филиппинских островов. Если сложить вместе все ч аш и мину т а д о е д а ю т на, дне Черного, Баренцова и других морей, Г ’о^жшсм, что пробыл Коотыршн под водой -три с половиной месяца. Всякое бывал» у Костыркпна — жизнь его не раз висела на ш ж й н все же он горячо л-юбит свою сЩашую и тяжелую профессию, отдаст ей все силы и знания. Трудно перечислить все виды работ, которые приходилось выполнять 'бывалому водолазу на больших и малых глубинах^ ■ поднимал со дна корабли, разоружал под водой торпеда, снимал винты, устраивал площадки для под’ема гидро-самолетов, участ воівал в гидротехнических изысканиях. Опыт у него накопило большой, 'многообразный и он охотно делится им с молодежью. Костыркина можно часто видеть в окружении молодых водола­ зов, жадно вслушивающихся в его увлекательный рассказы, Вот что рассказал он однажды, своим молодым товарищам о случае, который произошел с ним на Черном море: — Поднимал я тогда бот, затонувший у причала с ценным грузом. Подаю, провел я два стропа, закреіпил понтоя и присгу пил к под’ему. Но понтон внезапно .оборвался, Ібот снова встал па место и придавил игла.пг" с воздухом. Хорошо, что я не расте •рялся, вовремя успел перерезать ножом шланг -и 'просигналить, чтобы меня подняли. А все произошло изіза того, что я был не­ достаточно осмотрителен и не проіверил креіпость, стропов. Так каждый свой рассказ, каждую свою беседу 'бывалый w долаз с опровождает ценным; поучением, советом, указанием. Молодые, учатся у Костыркипа любви к своей .профессии, не* репргмают у него методы и приемы раіботы под водой, стараются во, всем подражать ему. Главстаршина Иван Костыркин делает бсдыноо .и важное дело, передавая свой опыт и знания молодежи. ЧЕСТЬ БОЦМАНА В газетах почти в каждой за­ метке о боевом походе подводной лодки встречается фраза: «'боц­ ман такой-то, стоя у горизонталь­ ных рулей,, обеспечил . выход в атаку». У читателя может- со­ здаться впечатление, что вахта у .горизонтальных рулей чуть ли не единственное занятие боцмана — подводника. Это, конечно, не так. Боцман на лодвоДной лодке, так же как и на любом корабле, — правая рука помощника команди­ ра в наведении чистоты и поряд­ ка, руководстве и наблюдении за общекорабеяьными работами, обу- ,чении команды морскому делу. Боцманом я служу давно, был иім еще в торговом флоте .и вот уже восьмой год на, подводных лодках. Приходилос-ь встречаться ■с людьми различными по характе­ ру, по наклонностям, по способ­ ностям, а, следовательно, и по- разному с ними работать. Долголетняя служба на. кораб­ лях приучила меня к чистоте и порядку: меня раздражают нена- драенная пуговица, сдвинутая на затылок бескозырка, помятый I «гюйс». Сам аккуратный, я того же требую и от подчиненных. Со многими пришлось крепко «по- ^ воевать». Было время, когда от­ дельные -краснофлотцы прямо по­ сле работы, лѳ умываясь и во воем грязном, шли в -столовую. Пришлось об’ЯВИТЬ борьбу этому явлению, а кое-кого и наказать. Сейчас ли один боец с нашей лод­ ки не сядет за стол грязный. Приятно видеть плоды своей ра­ боты: в кубрике стало гораздо чи­ ще, у краснофлотцев опрятный вид, форма одежды не нарушает­ ся. К сожалению, не все старши­ ны помогают мне в наведении порядка. Так, например, старши­ ны 2-й статьи Комраков, Ширку- нов, Кабот сами не всегда яв­ ляют собой пример аккуратности и плохо следят за подчиненными. Я считаю, что одному боцману трудно справиться со своими сложными задачами и старшины обязаны поддерживать его,- помо­ гать ему. Кроме всех прочих забот, есть у боцмана еще одна большая забо­ та —*- воспитание молодых, обу­ чение их морскому делу. Забота старшего окрыляет новичка, все­ ляет в него уверенность в соб­ ственные силы. Да и тебе радо­ стно видеть как у тебя на -глазах подрастают новые кадры подвод­ ников. Я, например, получил подлинное удовлетворение, наблю­ дая в недавнем походе за моими воспитанниками Лаптевым, Заха­ ровым, Путиным, за -тем, как они уверенно и умело справлялись со своими о'бязавпостами. Мне кажется, что каждому боцману должна быть дорога его боцманская чеість. А чем она опре­ деляется? Если корабль содер­ жится в чистоте и все на нем блестит, если краснофлотцы под' тянуты, аккуратны, если в куб­ рике ни пылинки, уютно, прибра­ но — значит боцман на этом ко­ рабле не спит, значит здесь хоро­ ший боцман, высоко держащий свою честь. Вот этого, на мой взгляд, и должны добиваться боц­ мана. Главный старшина А. ПЕКАРСНИЙ. Ответственный редактор А. ЛЮБОВИЧ. 21 марта 1944 г., № 24. Заказ Ms 372.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz