Боевой курс. 1944, декабррь.

2 & 0 Е 8 0 Й К У Р С 8 декабря 1944 г., N° 93 О тчизна родная. Отрава дорогая! II в мире лет равной тебе. Горди и прекрасна ()т края до «рая, ('тогына и бесстрашна и борьбе. Люблю твоя пашни I I нивы зеленые, Люблю тебя, [ровную, в ♦тяжкие Люблю твои рощи. Огнем опаленные, Притоптанный вереск. Сгоревшие пни, Люблю твое теплое Черное море, Холодную тундру, Урала* хребты, — Люблю тебя, Родила, В счастье и в горе. П в дни испытаний Роднее мне ты. Я слушала все: Как ты к мести взывала. Как глухо стучали 1 . Я в сумерках нарту Едва различаю: Вот здесь, может быть, Вы! вступаете в бой: Аі здесь вот — Всегда по тебе я скучаю., О, «нак бы''хотелось Быть вместе ,с тобой! Вздымается вал Ледяном горою. Широкое море Окутано тьмой. Хотелось бы чайной Вечерней порою Тебя інавестить, Врагов сапоги, II как ты в лесах Партизан укрывала. Когда над тобою Глумились врага. Я видела, Д В Е П Е С Н И Необласканный .мой. Когда) ты вернешься, Я (выйду навстречу, И гордую радость не снрою свою. И страстною ласной На ласку отвечу, Иіпесню тебе я, мой милый, спою, і— Каи в сумерках карту Едв|а) различала, И .думала: Здесь |вы вступаете в бой; KaW івсюду, мой друг, По тебе я скучала; Кан'быть я желала повсюду с тобой. Краснофлотская лирика X Как ты в борьбе подымалась. Как к сердцу — к Москве Приближались бои. Жак нашей победы Заря занималась, И крепли Могучие силы твои. Гудели просторы Протяжно и долго. И враг попадал — Пи вперед, ни ла&ад. Могила ему — II Допсц наян. и Волга. П Днепр, И- седые предгорья Карпат. Уж близится .чир — Торжество всенародное. II гибели вражьим полкам не минуть. Так славься ж, Отчизна, Навеки свободная! Ясен победный твой Праведный путь. Старшина 2-й статьи Полина ПИСЬМЕННАЯ. 2 . К огда ,ты посмотришь На нарту, родная, На! Севере город Знакомый найдешь — - Тогда, наши встречи Опять вспоминая, Быть может, тихоньно Украдкой вздохнешь. Я вздох ,твой услышу, Пусть /нас разделяет Суровое море, Далекий поход. Твой образ повсюду Оси Мною бывает И' сил мне и воли В (борьбе придает. Старший краснофлотец Тим. КРАСОВСНИЙ. На Московском ордена Ленина заводе „Дина­ мо" имени С. М. Кирова. На сним ке : на переднем плане — бри га­ дир слесарей - сборщ и ко в кр а ­ новы х моторов В . Т . А р хи по в (сл е ва ) сдает кон трольном у м астеру А . Г І. П р о хо р о в у из- гото в л е н н ы е для ш а хт Д он ­ басса моторы . НА ДОСУГЕ Военно-морская историческая викторина 1. Когда и кем совершен был первый морокой поход в Грецию? 2. Что такое «волоки» ? 3. Какой корабль был назван «Дедушкой русского флота»'/ 4. Какая победа русского оружия в 1558 году послужила началом возобновления торговли на Балтийском море? 5. Что представляли собой «ікумпаистша»? 6. Кто и когда первым прошел проливом, позднее названным Беринговым? 7. Какое море некогда называли Русским морем? Почему? 8. Какой русский корабль в 1670 г. был сожжеи Степаном Разиным '■ Знаеш ли ты?.. Что морская вода — радиоактивна. Общее содержание радия в мировом океане — 20.000 тош . — Что Тихий океан вмещает почти половину всех земных вод. — Что на больших глубинах нижние слои воды ,в океане под­ вергаются огромным давлениям в сотни бар (1 атм. равняется 1.012 бара). — Что морская вода ^растворяет почти все вещества, не всту- пая с ними в реакцию, поэтому в морокой воде растворены в виде органических и неорганических соединений почти все элементы. — Что первым европейцем, увидевшим Тихий океан, был испанец Бальбоа, (в 1513 году). В 1864 г., во время американ­ ской войны, моряки Южных шта­ тов проявили интересную ини­ циативу, снабдив паровые катера шестовой миной. На катере рас­ полагался наклонно вниз шест, который выступал вперед на В метров, таким образам, чтобы удар пришелся в днище атакуе­ мого корабля. Па конце шеста помещалась мина, которая при ударе взрывалась и повреждала корабль. 40 кораблей потеряли северяне в короткий срок от дей­ ствия этой мины. Спустя 13 лет, в 1877 г., во время русско-турецкой войны, русский флот миной такого же типа нанес несколько сильных ударов но турецким кораблям. Катера, -которые имели шестовые мины, были очень небольшими кораблями, и их скорость не пре­ вышала 10 узлов. Использование такой самодівижущейся торпеды- катера заставило морских кон­ структоров работать дальше над этим видом оружия. В 1866 г. на заводе англичанина Уайтхеда в Италии строится такой подводный снаряд, который движется в воде не с посторонней помощью, а сам. Первая торпеда представляла собой металлический сосуд, изто- Из истории морского оружия товленный в виде сигары. Длина се была 3.350 миллиметров, диа­ метр 355 миллиметров. В носовой чаісти помещался заряд в 8 кило­ граммов пороха, в сродней час­ ти — машина, действующая сжа­ тым .воздухом, находящимся в специальном баллоне. Машина вращала вал, на копие которого помещался винт. Такая торпеда могла пройти расстояние в 650 метров со скоростью 6— 7 узлов. Через 10 лет — в 1876 г.— тор­ педа Уайтхеда ходила уже со скоростью 20 узлов. С этой ско­ ростью торпеда проходила рас­ стояние в 350 метров. Чтобы увеличить дальность хода торнеды, повысить меткость стрельбы и заставить ее правиль­ но итти по глубине, заменили ма­ шину более сильной и вв%іп не­ которые специальные приборы. На, заводе, строившем торпеды, мастер Обри предложил прибор гироскоп), который управляет в торпеде направлением движения. Для управления торпедой т г л у ­ б ж е в нее вводится гидростати-, ТОРПЕДА ческий аппарат, который управ­ ляет рулями, а для увеличения скорости поставили на вал два винта вместо одного. Еще через десять лет, к 1894 г.. скорость торнеды выросла до 26— 27 уз­ лов (48— 50 километров в час) на расстоянии до 500 метров'. К этому времени вес заряда ее вы­ рос до 90 килограммов. К началу русско-японской вой­ ны 1904— 1905 гг. торпеда пред­ ставляла собой подводный снаряд диаметром 450 миллиметров и длиной больше 5 метров. Она не­ сет в себе уже 100 килограммов взрывчатого вещества и ходит со скоростью 32 узлов (59 ,3 кило­ метра в час). Во время этой войны торпеда проявила себя как очень грозное оружие, и во всех странах мира начинается быстрое строитель­ ство этого оружия. Вместе с развитием торпеды развивается и торпедоносный флот. Вначале ею вооружали только катера, потом (в 18 77 г) появляется новый класс военных кораблей— миноноски, которые в носовой части имели торпедный аппарат. В 1904 г. в русском флоте уже имелись миноносцы водоизмещением в 350 тонн с двумя двухтрубными или одним трехтрубным торпедным аппара­ том на верхней палубе. В 1910 г. строится первый русский эскадренный миноносец типа «'Новик» водоизмещением около 1.300 тонн, со скоростью хода 35— 36 узлов и двумя, а позже четырьмя двухтрубными торпедными аппаратами. Торпеда побудила инженеров для использования всех преиму­ ществ этого оружия изобрести новый класс кораблей — подвод­ ные лодки. В 1903 г. в русском флоте по­ является первая такая лодка «Дельфин», а в 1916 г. подівод- яых лодок имеется уже 55. Сов­ ременные подводные лодки имеют мощное торпедное вооружение — до 8— 10 торпед в залпе. Совер­ шенно изменилась и сама, торпе­ да'. Она имеет длину около 7,5 метра, диаметр ее достигает 600 миллиметров. Ходит она со ско­ ростью 45— 50 узлов ( 73,5 — 92,5 километра в час). Расстоя­ ние, которое может пройти тор­ педа, достигает 10— 15 километ­ ров. Сильно действующее взрыв­ чатое вещество, которое она не­ сет, весит 300— 400 килограм­ мов. Кроме надводных и подвод­ ных кораблей, торпеду имеют на вооружении специальные само­ леты-торпедоносцы . Кроме этого основного типа торнеды. существует еще электро- торпеда, которая приводится в движение не паровой машиной, а электродвигателем. Преимущество этих торпед со­ стоит в том, что они ве оставля­ ют следа при движении в воде. Существует также торпеда с неконтактным взрывателем. Та­ кой торпеде не обязательно уда­ риться в борт корабля. Она взо­ рвется даже, проходя под его дни­ щем. За время Отечественной войны нашими советскими торпедами потоплено немало фашистских ко­ раблей. Инженер-майор Г . ЯЕЬЕДСКОЙ. Временйо м. о. отв. редактора В. СМИРНОВ. ГМ 126653. Закаа № 1706.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz