Боевой курс. 1944, декабррь.
2 & 0 Е 8 0 Й К У Р С 8 декабря 1944 г., N° 93 О тчизна родная. Отрава дорогая! II в мире лет равной тебе. Горди и прекрасна ()т края до «рая, ('тогына и бесстрашна и борьбе. Люблю твоя пашни I I нивы зеленые, Люблю тебя, [ровную, в ♦тяжкие Люблю твои рощи. Огнем опаленные, Притоптанный вереск. Сгоревшие пни, Люблю твое теплое Черное море, Холодную тундру, Урала* хребты, — Люблю тебя, Родила, В счастье и в горе. П в дни испытаний Роднее мне ты. Я слушала все: Как ты к мести взывала. Как глухо стучали 1 . Я в сумерках нарту Едва различаю: Вот здесь, может быть, Вы! вступаете в бой: Аі здесь вот — Всегда по тебе я скучаю., О, «нак бы''хотелось Быть вместе ,с тобой! Вздымается вал Ледяном горою. Широкое море Окутано тьмой. Хотелось бы чайной Вечерней порою Тебя інавестить, Врагов сапоги, II как ты в лесах Партизан укрывала. Когда над тобою Глумились врага. Я видела, Д В Е П Е С Н И Необласканный .мой. Когда) ты вернешься, Я (выйду навстречу, И гордую радость не снрою свою. И страстною ласной На ласку отвечу, Иіпесню тебе я, мой милый, спою, і— Каи в сумерках карту Едв|а) различала, И .думала: Здесь |вы вступаете в бой; KaW івсюду, мой друг, По тебе я скучала; Кан'быть я желала повсюду с тобой. Краснофлотская лирика X Как ты в борьбе подымалась. Как к сердцу — к Москве Приближались бои. Жак нашей победы Заря занималась, И крепли Могучие силы твои. Гудели просторы Протяжно и долго. И враг попадал — Пи вперед, ни ла&ад. Могила ему — II Допсц наян. и Волга. П Днепр, И- седые предгорья Карпат. Уж близится .чир — Торжество всенародное. II гибели вражьим полкам не минуть. Так славься ж, Отчизна, Навеки свободная! Ясен победный твой Праведный путь. Старшина 2-й статьи Полина ПИСЬМЕННАЯ. 2 . К огда ,ты посмотришь На нарту, родная, На! Севере город Знакомый найдешь — - Тогда, наши встречи Опять вспоминая, Быть может, тихоньно Украдкой вздохнешь. Я вздох ,твой услышу, Пусть /нас разделяет Суровое море, Далекий поход. Твой образ повсюду Оси Мною бывает И' сил мне и воли В (борьбе придает. Старший краснофлотец Тим. КРАСОВСНИЙ. На Московском ордена Ленина заводе „Дина мо" имени С. М. Кирова. На сним ке : на переднем плане — бри га дир слесарей - сборщ и ко в кр а новы х моторов В . Т . А р хи по в (сл е ва ) сдает кон трольном у м астеру А . Г І. П р о хо р о в у из- гото в л е н н ы е для ш а хт Д он басса моторы . НА ДОСУГЕ Военно-морская историческая викторина 1. Когда и кем совершен был первый морокой поход в Грецию? 2. Что такое «волоки» ? 3. Какой корабль был назван «Дедушкой русского флота»'/ 4. Какая победа русского оружия в 1558 году послужила началом возобновления торговли на Балтийском море? 5. Что представляли собой «ікумпаистша»? 6. Кто и когда первым прошел проливом, позднее названным Беринговым? 7. Какое море некогда называли Русским морем? Почему? 8. Какой русский корабль в 1670 г. был сожжеи Степаном Разиным '■ Знаеш ли ты?.. Что морская вода — радиоактивна. Общее содержание радия в мировом океане — 20.000 тош . — Что Тихий океан вмещает почти половину всех земных вод. — Что на больших глубинах нижние слои воды ,в океане под вергаются огромным давлениям в сотни бар (1 атм. равняется 1.012 бара). — Что морская вода ^растворяет почти все вещества, не всту- пая с ними в реакцию, поэтому в морокой воде растворены в виде органических и неорганических соединений почти все элементы. — Что первым европейцем, увидевшим Тихий океан, был испанец Бальбоа, (в 1513 году). В 1864 г., во время американ ской войны, моряки Южных шта тов проявили интересную ини циативу, снабдив паровые катера шестовой миной. На катере рас полагался наклонно вниз шест, который выступал вперед на В метров, таким образам, чтобы удар пришелся в днище атакуе мого корабля. Па конце шеста помещалась мина, которая при ударе взрывалась и повреждала корабль. 40 кораблей потеряли северяне в короткий срок от дей ствия этой мины. Спустя 13 лет, в 1877 г., во время русско-турецкой войны, русский флот миной такого же типа нанес несколько сильных ударов но турецким кораблям. Катера, -которые имели шестовые мины, были очень небольшими кораблями, и их скорость не пре вышала 10 узлов. Использование такой самодівижущейся торпеды- катера заставило морских кон структоров работать дальше над этим видом оружия. В 1866 г. на заводе англичанина Уайтхеда в Италии строится такой подводный снаряд, который движется в воде не с посторонней помощью, а сам. Первая торпеда представляла собой металлический сосуд, изто- Из истории морского оружия товленный в виде сигары. Длина се была 3.350 миллиметров, диа метр 355 миллиметров. В носовой чаісти помещался заряд в 8 кило граммов пороха, в сродней час ти — машина, действующая сжа тым .воздухом, находящимся в специальном баллоне. Машина вращала вал, на копие которого помещался винт. Такая торпеда могла пройти расстояние в 650 метров со скоростью 6— 7 узлов. Через 10 лет — в 1876 г.— тор педа Уайтхеда ходила уже со скоростью 20 узлов. С этой ско ростью торпеда проходила рас стояние в 350 метров. Чтобы увеличить дальность хода торнеды, повысить меткость стрельбы и заставить ее правиль но итти по глубине, заменили ма шину более сильной и вв%іп не которые специальные приборы. На, заводе, строившем торпеды, мастер Обри предложил прибор гироскоп), который управляет в торпеде направлением движения. Для управления торпедой т г л у б ж е в нее вводится гидростати-, ТОРПЕДА ческий аппарат, который управ ляет рулями, а для увеличения скорости поставили на вал два винта вместо одного. Еще через десять лет, к 1894 г.. скорость торнеды выросла до 26— 27 уз лов (48— 50 километров в час) на расстоянии до 500 метров'. К этому времени вес заряда ее вы рос до 90 килограммов. К началу русско-японской вой ны 1904— 1905 гг. торпеда пред ставляла собой подводный снаряд диаметром 450 миллиметров и длиной больше 5 метров. Она не сет в себе уже 100 килограммов взрывчатого вещества и ходит со скоростью 32 узлов (59 ,3 кило метра в час). Во время этой войны торпеда проявила себя как очень грозное оружие, и во всех странах мира начинается быстрое строитель ство этого оружия. Вместе с развитием торпеды развивается и торпедоносный флот. Вначале ею вооружали только катера, потом (в 18 77 г) появляется новый класс военных кораблей— миноноски, которые в носовой части имели торпедный аппарат. В 1904 г. в русском флоте уже имелись миноносцы водоизмещением в 350 тонн с двумя двухтрубными или одним трехтрубным торпедным аппара том на верхней палубе. В 1910 г. строится первый русский эскадренный миноносец типа «'Новик» водоизмещением около 1.300 тонн, со скоростью хода 35— 36 узлов и двумя, а позже четырьмя двухтрубными торпедными аппаратами. Торпеда побудила инженеров для использования всех преиму ществ этого оружия изобрести новый класс кораблей — подвод ные лодки. В 1903 г. в русском флоте по является первая такая лодка «Дельфин», а в 1916 г. подівод- яых лодок имеется уже 55. Сов ременные подводные лодки имеют мощное торпедное вооружение — до 8— 10 торпед в залпе. Совер шенно изменилась и сама, торпе да'. Она имеет длину около 7,5 метра, диаметр ее достигает 600 миллиметров. Ходит она со ско ростью 45— 50 узлов ( 73,5 — 92,5 километра в час). Расстоя ние, которое может пройти тор педа, достигает 10— 15 километ ров. Сильно действующее взрыв чатое вещество, которое она не сет, весит 300— 400 килограм мов. Кроме надводных и подвод ных кораблей, торпеду имеют на вооружении специальные само леты-торпедоносцы . Кроме этого основного типа торнеды. существует еще электро- торпеда, которая приводится в движение не паровой машиной, а электродвигателем. Преимущество этих торпед со стоит в том, что они ве оставля ют следа при движении в воде. Существует также торпеда с неконтактным взрывателем. Та кой торпеде не обязательно уда риться в борт корабля. Она взо рвется даже, проходя под его дни щем. За время Отечественной войны нашими советскими торпедами потоплено немало фашистских ко раблей. Инженер-майор Г . ЯЕЬЕДСКОЙ. Временйо м. о. отв. редактора В. СМИРНОВ. ГМ 126653. Закаа № 1706.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz