Боевой курс. 1943, октябрь.

Смерть немецким о к к у п а н т а м ! БПЕВПЙ ★ ★ К Р А С Н О Ф Л О Т С К А Я Г А З Е Т А ★ ★ № 20 18 октября 1943 г., понедельник Сигнальщик, зорче—ночь пришла! Пускай заряды, дождь и мгла Врага не скроют— t И во тьму Чтоб не уйти живым ему . И минный шар с зловещим рогом Не прозевай среди зыбей, — ч Победа лодки, жизнь друзей Зависят от тебя во многом. ПРОЧТИ И ПЕРЕДАН ТОВАРИЩУ. Сигнальщики и наблюдатели! Непрерывно ведите наблюдение за морем и воздухом, бдительно несите боевые вахты! БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ НАБЛЮДЕНИЮ В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК Успешное выполнение боевой задачи во многом зависит от хо­ рошо налаженной системы наблю­ дения за противником и за всеми явлениями, происходящими в пре­ делах возможной видимости. Ма­ лейшее пренебрежение этим вопросом во время боевых опера­ ций, особенно па подводных лод­ ках, может привести к тяжелым последствиям. Современная обстановка на Се- верном театре с наступлением зимы и темного времени значи­ тельно усложняется- в вопросах обеспечения безопаспого корабле­ вождения, в своевременном обна­ ружении кораблей противника и плавающих мин. Поэтому незави­ симо от трудных условий вахтен­ ные сигнальщики всегда должны быть бдительными, а также вести непрерывное наблюдение за морем и воздухом, в пределах видимо­ сти и слышимости. Своевременно и точно докладывать командиру обо всем обнаруженном. Боевые действия подводных лодок показали, что личный сос­ тав рулевых и сигнальщиков не­ плохо справляется со своими обязанностями. Немало надводных кораблей, подводных лодок, само­ летов противника и плавающих мин были.своевременно обнару­ жены вахтенными сигнальщика­ ми. Благодаря; этому, подводные лодки имели боевой успех или своевременное уклонение от само­ летов противника, плавающих по курсу мин и прочих опасных предметов. Так например, мичмап 'Гихонен- ко неоднократно обнаруживал транспорты противника па дале­ ком расстоянии, старший красно­ флотец Кунтыш в последнем по­ ходе своевременно обнаружил боевые корабли и самолеты про­ тивника, а также четыре плава­ ющие мини. Старший краснофлотец Беседин обнаружил перископ подводной лодки, несколько плавающих мин и восемь самолетов противника в разнос время. Много и других хороших сигнальщиков имеется в соединениии, которые своими зоркими наблюдениями помогают командиру подлодки в успешном выполнении боевой задачи. Вахтенный сигнальщик должен отлично владеть искусством со­ средотачиваться в течении продол­ жительного времени как днем, так и ночью. Уходя в море, он дол­ жен ставить перед собой задачу: своевременно обнаруживать про- тивпика, четко докладывать коман­ диру обо всем обнаруженном на поверхности моря, тщательно наблюдать за воздушным простран­ ством и своевременно предупреж­ дать о появлении самолетов про­ тивника, о плавающих по курсу минах и прочих опасных для корабля предметах. Хорошо палажепная система наблюдения на корабле всегда обеспечит боевой успех и безо­ пасное плавание в море. Г Кто первым заметит противника— трт победит Незамеченный или неправильно Особенно опасны в море принятый сигнал может сорвать боевую операцию или же при вести к гибели корабля. Дока­ зано на опыте: кто первым за метит противника -тот победит. ---------- □ с --------- Мичман П. Брагин. мпны и торпеды, которые очень трудно обнаруживать. След выпущенной торпеды плохо заметен даже в штилевую погоду. Нужно очень внимательно наблюдать за поверх­ ностью воды, чтобы не прозе­ вать его. Нелегко заметить пла­ вающую мину. При шторме ее непрерывно накрывает волпа, и оголяется мина лишь на мгнове­ ние. Надо не упустить это мгно­ вение, чтобы предотвратить опас­ ность. Стоя па вахте час, другой и ничего не обнаруживая, сигпаль- щик незаметно сам для себя ста­ новится менее внимательным. Бдительпость его притупляется. На мой взгляд, вахтенный коман­ дир должен напоминать сигналь- Шику о возможной опасности или же чаще менять сигналь­ щиков. БРАГИН . темная отрезок Сигнальщик гвардейской лодки „М-171“ гвардии старший красно­ флотец В. Железный. Наблюдать, как Мартынов / Наступает полярпая ночь. Это очень важный времени для скрытого плавания подводников. По темное время суток очень усложняет и напрягает наблюдение сигнальщиков за го­ ризонтом и поверхностью моря. При наблюдении в темное время надо особое внимание уде­ лять ежеминутному просматрива­ нию в бинокль носовых курсовых углов и темной стороны горизонта. В лунную почь, когда с одной стороны горизонта видимость 10— 15 кабельтовых, а с другой 3—5 кабельтовых, необходимо вести более тщательпое наблюде­ ние со стороны плохой видимости. Она опаснее. Наши сигнальщики Кириллов, Мартынов и Андреев при несении вахты более всего обращают внимание на сторону плохой видимости, одновременно не ослабляют и наблюдения за светлым горизонтом. Их вахта всегда проходит без замечаний вахтенного командира. Они впол::е оправдывают звание сигналь­ щиков. \€воим внимательным наблюде­ нием т. Мартыиов однажды об­ наружил перископ подводной лодки противника в расстоянии 12— 13 кабельтовых, а тт. Апд- реев, Кириллов и Захаров много раз обнаруживали плавающие мины. Лодка всегда своевремепио, маневрируя, уклонялась от грозя­ щей опасности. Бдительность при несении сигнальной вахты во многом за­ висит от дисциплины сигналь­ щика, от умелого и натренирован­ ного глаза,,от высокой требова­ тельности командира. Старшина 2-ой статьи Т. САЙЧЕНКОВ. СИГНАЛЬЩИК - глязя КОРЯБЛЯ Сигнальщик — это глаза ко­ рабля. Особенно сложна и ответ­ ственна его роль на подводной лодке, т.к. сигнальщик здесь является одновременно и рулевым. Каждый сигнальщик должен от­ носиться к своему целу с созна­ нием полной ответственности за боевой успех и судьбу своего корабля. Стоишь на сигнальной вахте в боевом походе — забудь все и помни только одно: ничто не должно ускользнуть от тво ­ его взора ни в воздухе, ни на море. Обо всем замечен­ ном мгновенно доложи ва х ­ тенному командиру. Неболь­ шая оплошность влечет за собой інепоправимые, гибельные послед­ ствия. Прежде чем заступить на вахту, проверь и протри бинокль, под- гоми его под глаза, выйди н: мостив и осмотри горизонт. Сейчас, когда наступило тем­ ное время, каждому сигнальщику нужно проявлять максимум требо­ вательности к себе. Находясь і море у вражеских берегов, нужно ожидать, что встретишь вражес­ кие подводные и надводные ко­ рабли, самолеты и плавающие мины. Нередко мне приходилось обнаруживать мины и отворачи­ вать от них. Иногда за вахту обнаружишь несколько штук. В штормовую погоду заметить мину не так-то легко. Поэтому в любых условиях, хотя с ног до головы обливает водой и хлещет в лицо снег или дождь, надо неотрывно следить за морем. |рудпо подчас обнаружить самолет врага па дальнем рас­ стоянии, особенно когда небо закрыто тучами. Увидев лодку, стервятпик старается подойти к ней .скрытым путем, вьвекдаить из-за тучи, а в солнечный день— зайти со стороны солнца. Вот тут-то н смотри, чтобы ;не про­ хлопать. Несколько раз в своей боевой практике- мне приходилось обнаруживать вражеский сало- лет, идущий в 50'— 100 метрах над морем. Это специальные охотники за- подводными лодка­ ми. На такой высоте особенно и- штормовую погоду различить са­ молет врага оічеиь трудно. Туг сигнальщику нужно .быть осо­ бенно бдительным. Бывает, когда в заблуждение сигнальщика могут ввести мор­ ские чайки, а также тепляки, плавающие вверх концом. Чайку можно припять за -самолет, я. топляк — за перископ. В таком случае все же лучше ошибиться в докладе командиру, чем не обратить внимания на.-появив­ шийся предмет или не заметить его. Поэтому ничего нельзя про­ пустить 'без впимания, обо всем надо немедленно докладывать вахтенному командиру. Старшина 1-й статьи ВАРАКИН. МОЯ riF.PBAH ВАХТА х> к Вахту па горизонтальных р у | лях я до этого времени само--1 стоятедыю не стоял. В боевом походе мне пришлось впервые взять на себя всю ответствен­ ность управления горизонталь­ ными рулями. Этого потребовала обстановка. Первая боевая вахта была для меня поучительной. Вначале лодка вела себя хоро­ шо'. Потом диферелт начал ме­ няться: с кормы на. нос и наобо­ рот. Доложил вахтенному коман­ диру — необходимо поддиррен- товаться. Вскорости лодка вновь стала в нормальное положение. Первая вахта показала, что прежде чем приступить к управ­ лению горизонтальными рулями, надо очень много и настойчиво тренироваться, наблюдать, как действуют опытные горіши- талыцики, учиться у них иа каждом! т т у . Интересной была и сигнальная вахта. В настоящее время в по­ ре уже падает снег или дождь. Бинокль для наблюдения всегда должен бып’ь иодгоишеи я «про* бовялг. Я знал, что, когда . на стекла; попадает сырость, их на­ до часто протирать. При это* установка, сбивается. Еще до всплытия па. оккуляры поставил резинки, плотно подогнал би­ нокль по глазам. 'Во врем* про­ тирки он уже не сбивался. А. Д ----------------- □ с— --------- Сигнальщик Краснознаменной гвардейской лодки гвардии старший краснофлотец II. Беседин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz