Боевой курс. 1943, октябрь.

С в а е р т ь н е м е ц к и м о к к у п а н т а м ! БОЕВОЙ К ¥ й € ■к ★ К Р А С Н О Ф Л О Т С К А Я Г А З Е Т А ★ ★ № 21 23 октября 1943 г., суббота ПРОЧТИ И ПЕРЕДАЙ ТОВАРИЩУ. Т Е Л Е Г Р А М М А Секретари Новосибирского обкома ВЩ4 ) КУЛАГИНУ Подводная лодка „Новосибирский комсо­ молец" одержала новую победу. Утоплен транспорт шесть тысяч Т о н н . Поздравляю новосибирский комсомол с победой к 25 -й годовщине Ленинско-Сталинского комсомола. Герой Советского Союза капитан 1-го ранга колышкин СИГНАЛЬЩИКИ И НАБЛЮДАТЕЛИ ОБОБЩАЮТ СВОЙ БОЕВОЙ ОПЫТ Состоялась конференция сигнальщи­ ков и наблюдателей нашего соединения. Бывалые мастера наблюдения поделились накопленным за время Отечественной войны опытом с молодыми сигнальщика­ ми и наблюдателями, ответили на их вопро­ сы, обсудили недостатки в своей службе и отметили положительные факты в на­ блюдении. Вступительное слово сказал Герой Советского Союза капитан 1-го ранга И. А. Колышкин. Доклад о задачах сиг- лярной темной зимы сделал капитан-лей­ тенант Болонкин. На конференции выска­ зывались главстаршины Оленин и Пота- пин, старшины 1-й статьи Федосов, Сте- пушкин, Чекарев, Брызгалов и Еремин, станшина 2 -й статьи Добровольский, краснофлотец Ногтев и другие. В своем выступлении капитан 3-го ранга Елсуков обобщил выступления и наметил пути к реализации предложений сигнальщиков и наблюдателей. Ниже мы помещаем отдельные вы- J4аветречу 25-летию Ленинского комсомола пальщиков в связи с наступлением по-1 ступления старшин и краснофлотцев. ПРИУЧАЙ ГЛАЗА К ТЕМНОТЕ (И з вы ступл ения гвардии ста р. " шины 1-й статьи Федосова) Я хожу в боевые походы с самого начала войны. Б ночное время три раза обнаруживал караваны противника. Важно при­ учить глаза к темпоте, особенно в минуты, когда со света выхо­ дишь па мостик. Как быстро восстановить зрение в данном случае? Перед заступлением на сигналь­ ную вахту вхожу в рубку, вы­ ключаю свет. Постов) в темноте, осмотрюсь. Минут пять ничего не видно, а потом зрение восстанав­ ливается, и горизонт хорошо (| просматривается. Все предметы на берегу и их формы я стараюсь замечать и запоминать днем. А ночыо, когда движется транспорт у прибрежных сопок, силуэт приближается или отдаляется от какой-то точки на берегу. Но тут надо быть тщатель­ ным: иногда может показаться и точка па берегу движущейся. В ночное время я обнаруживал след торпеды. Оп 'виден кабель­ товых в трех. Бурун сильно бе­ лый, как от перископа. Вообще в темпоте белые пенные „усы “ от катера или эсминца быстрее увидишь, чем силуэт самого корабля. В моей практике был такой ' случай, когда я обнаружил прибли­ жение катеров но не одинаковости с волн с одного и другого бортов, вяовом, везде нужен такой глаз, который .бы свыкся с ночным «орем и мог различать посторон­ ние предметы на любом волне и \ в любую темноту. ! Самолет быстрее и легче .обпару Живаю простым глазом, а потом 5'же, когда он замечен, момен­ тально уточняю"данные в бинокль. Первое время я быстро определял самолеты по звуку и по формам. Новые фашистские самолеты «♦окке-Вульф-190“ и „ ME-109“ не так-то просто отличить от не­ которыйсистем наших самолетов. | Всмотрелся: одна как-то быстро Необходимо- сигнальщикам со­ браться по этому вопросу и избрать такую' форму изучения силуэтов вражеских, самолетов, чтобы каждый енгналщик и на­ блюдатель мог свободно сравни­ вать их с силуэтами наших машин и быстро устанавливать разницу между теми и другими. ИЗУЧАЙ ВРАЖЕСКИЙ БЕРЕГ (Из вы ступления старшины 1-й статьи Сто Пушкина) Старшина і-іі статьи Федосов кратко коснулся того, как важно зпать сигнальщику очертании и расположение предметов на вра­ жеском берегу. Мне вспомпился .один поучительный случай. В 5— 6 милях от./ берега мы обнаружили транспорт противни­ ка. Всплыли для артиллерийской атаки. Командир приказал мне осмотреть горизонт. На берегу привлекли мое внимание мысок и два каких-то поста. Высказал командиру свое предположение, что там может быть скрытая площадка для самолетов. И в то время, .когда капитан- лейтенант Арванов корректировал огонь, и транспорт врага уже погружался, охваченный пламе­ нем, я не -сводил глаз с подозри­ тельного места берега. Догадка моя подтвердилась. Оттуда взле­ тел самолет. Но мы уже покон­ чили с врагом « сразу же ушли на глубину; С тех пор я считаю своей за­ поведью: при всякой возможности изучать и запоминать, вражеский берег. КАК Я НАБЛЮДАЮ ПРИ СОЛНЦЕ (Из выступления старшины 1-й статьи Чекарева) Тут уже говорили о на­ блюдении за самолетами против­ ника. Стервятники сейчас летают и на малой и на большой высоте. Однажды я заметил далеко на горизонте две движущихся точки. меняет направление, другая идет прямолинейно. Чтобы не спутать чайку с самолетом и пе ввести в заблуждение командира, надо знать, что самолет летит прямо, а чайка „виляет". В солнечную погоду самолеты врага всячески стараются под- .красться к нашим кораблям со стороны солнца. Поэтому я уде­ ляю особое внимание наблюдению за солнечной стороной. На солн­ це смотрю не прямо, а подвожу бинокль по солнечному отраже­ нию на волне (чем достигаю и 'просматривания искрящейся вол пы до солнца), а потом осматрн ваю вокруг него. Глаза постепеп но осваиваются с солнечными лучами и начинают хорошо видеть ОТ опытного НАБЛЮДАТЕЛЯ НИЧТО НЕ УСКОЛЬЗНЕТ (Из выступления главного стар­ шины Потапина) Мало говорили сегодня о та­ кой опасности подводника, как мина. ІІ обнаружил девять пла­ вающих мин и зпаю, как порою трудно их -заметить в волнах, особенно в плохую видимость и в шторм. Ледяные брызги, снег и ветер слепят глаза. Верхушки высоких волн кажутся' черными выступами. И когда к ним начи наешь пристально и долго при­ сматриваться, то в глазах мерс щится. Мина появляется лишь на секунду на гребне волны, а потом ее снова не видать. Я стараюсь больше смотреть впереди по курсу. Если мина пройдет в отороне—-не беда. При осматрива­ нии волн обычно пригибаюсь—так лучше видно. Если на поверхности моря нет ничего, то стараюсь подолгу пе смотреть в одну пустую точку, а осматриваю весь сектор наблюдения, чтобы не так утомля­ лся глаз. От натренированного, зоркого глаза ничто пе ускользнет. Записал краснофлотец Д. КОВАЛЕВ. Комсорг подводной лодки „Нопосибирскніі КОМСО- молец” старшина 1-іі статьи Н. М. Арвачев. * Рис. И. Чечурина. МАСТЕРА СВОЕГО ДЕЛА П последнем боевом походе, глубине. Правильно управляет личный состав нашей подводной руляыи 1фи вс„лыт*и и погруже- лодки показал морскую вынос- „ л ливость в борьбе со стихией мужество, стойкость, хорошую организованность и четкую рабо­ ту при несепии вахты. Среди этих замечательных морявов-гіодводпнков есть особо выделяющиеся люди, которые своим преданным трудом и зна­ нием своей специальности заслу­ жили всеобщее уважение. К та­ ким людям прежде всего отно­ сится мичман Князев. Он в этом походе показал классическое мастерство в управлении гори­ зонтальными рулями. Как бы обстановка сложна ни была и какой бы шторм ни бушевал, Князев всегда спокойно, уверенно выводил лодку ■па перископную глубину. * ' Опыт своей многолетней работы мичман т. Князев передает моло­ дым краснофлотцам т.т. Ногтеву и Крылову. Он всегда обращает их внимание на правильность перекладки рулей. Они, в свою очередь, каждое его замечание воспринимают и в своей прак­ тической работе стараются де­ лать так, как учит т. Князев. Например, т. Ногтев перенял все движения своего командира, и, неся вахту на горизонтальных рулях, свободно управляет лодкой, хорошо держит ее на заданной НИИ. Для молодого краснофлотца т. Крылова этот поход был пер­ вым морским боевым , креще­ нием. Он самостоятельно, пес боевую вахту на горизонтальных рулях. За правильность несения вахты т. Крылов получил похвалу от командира. Нельзя не отметить -работу старшины 2-й статьи т. Белкова. Он как специалист своего дела замечательно несет вахту, достойно оправдывает свое звание. Хорошо знает технику своего заведывания. В нашей успешной атаке, окончив­ шейся потоплением двух вражес­ ких транспортов, т. Белков сыграл большую роль. Хорошим специалистом будет молодой краснофлотец т. Селива­ нов. Он в первом же походе был допущен старшиной 2-й статьи Белковым к самостоятельному несению вахты, где проявил хо­ рошие способности в обнаружении вражеских корабле#. Ему только нужно будет оказать помощь в практической работе непосредст­ венно на механизмах. ПЕТРОВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz