Боевой курс. 1943, август

«БОЕВОЙ КУРС» 19 августа 1943 г., W; ,4. КАЖДЫЙ МАТРОС ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯСТАТЬ АДМИРАЛОМ! А ДМ И Р А Л СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ Среди многих прославленных русских флотоводцев имя ад­ мирала Степана Осиповича Ма­ карова пользуется большим ав­ торитетом, славой, любовью. Сын русского матроса Степан Осипович Макаров (родился 27 денаібря 1848 года) прошел путь от школьной скамьи до адмирала, несмотря на все пре­ пятствия, которые чинились при его продвижении. С большим трудом добившись в 1897 году чина мичмана, Ма­ каров впервые поднял вопрос о м ерах борьбы за непотопляе­ мость судов , предложил водо­ отливную систему, постоянные корабельные пластари для за ­ д елки пробоин и т. п. В войне 1877—78 годов Ма­ каров впервые применил само- движущиеся торіпеды. В 1886 году Степан Осипович был назначен командиром кор­ вета «Вятязь», ушел в круго­ светное плавание, после кото­ рого написал книгу «Витязь» и «Тихий океан», получившую зо ­ лотую медаль Географического общества. Получив должность главного инспектора морской артилло- I ------------------ рии, Макаров впервые приме­ нил стрельбу бездымным поро­ хом, .изобрел бронебойные на­ конечники на снаряды, за что его назвали «победителем бро­ ни». В 1897 году Макаров выпус­ кает свою замечательную рабо­ ту «Рассуждения по вопросам морской тактики», которая в значительной своей части до сих пор «состоит на вооруже­ нии» русского флота. По проектам Макарова был построен мощный ледокол «Ер­ мак» для плавания в полярных водах. С именем Макарова-свя­ заны крупные ледокольные ис­ следования далекого Севера. Недаром Макарова прозвали «дедушкой ледокольного фло­ та». Во время русско-японской войны адмирал Макаров бле­ стяще руководил операциями своей эскадры. Нелепый слу­ чай прервал жизнь талантли­ вого адмирала. Броненосец «Петропавловск», имея на бор­ ту Макарова, 3 марта 1904 года взорвался на мине. Краснофлотец стал контр-адмиралом Среди морских офицеров со­ ветского флота у нас немало адмиралов, вышедших из среды краснофлотцев, в том числе и член Военного Совета Север­ ного флота контр-адмирал тов. Николаев. Я помню тов. Николаева, ко­ гда он в 1931—32 гг. работал секретарем партбюро учебного отряда подводников Балтики. Я тогда был учоішком-торпе- дистом. Выполняя обязанности члена комсомольского бюро, я часто по деловым вопросам встречался с тов. Николаевым. Он пользовался в отряде боль­ шим авторитетом, обладал ши­ роким кругозором, много рабо­ тал над собой и с людьми. В своей воспитательной ра­ боте партбюро много обращало внимания на внедрение же­ лезной воинской дисциплины, создание нетерпимости к ма­ лейшей распущенности. У нас неофициально завелся такой порядок, что личный состав в выходные дни не ложился спать до те$ пор, пока не воз­ вращался последний красно­ флотец с берега. Все должны были возвращаться к установ­ ленному времени, и беда была тому, кто опаздывал хотя бы на полторы-двс минуты. Огіоз-* давпшй встречал осуждение всего коллектива. У нас был самым недисциплинированным как сейчас помню, краснофло­ тец Козлов. И вот даже он быстро исправился под влия­ нием нетерпимости к недис­ циплинированности, созданной в отряде. Воспитательное зна­ чение мероприятий, проводи­ мых командованием и парт­ бюро было настолько велико, что я помню о них по проше­ ствии двенадцати лет и по­ стоянно рассказываю об этом подчиненным мне рядовым. Капитан 3-го ранга ТА Б ЕН НИ Н . — Рядовой = = Семеновского полка «Из наших полководцев вы­ ше (всех стоит Суворов, ко­ торый 15 лет был записан рядовым в Семеновский полк и произведен в офицеры на 24-м году; образования школь­ ного не іполучил и всему учился сам. Он был ростом мал, тощ, хил, д ѵр н о сложен и некрасив, но уже с первой войны получил аттестацию: хбыстр при рекогносцировке, отважен в бою и хладнокро­ вен в опасности». Людям, ко­ торые от природы не наделе­ ны высоким физическим к а ­ чествами, нет надобности опасаться за свою нарьеру— примером может служить Су­ воров. Приведенный отзыв о Суворове, когда он был еще молодым офицером, краток и красноречив. Он показывает иделы, к которым надо стре­ миться, и пусть педагогика поставит себе задачу гото­ вить офицеров, про которых можно было сказать, что они: «быстры при рекогносциров­ ках, ютважны в бою и хлад­ нокровны в. опасности». (Адмирал С. О. Макаров «Рассуждения по вопросам морской тактики»). УЧИЛИСЬ И РАБОТАЛИ, РАБОТАЛИ И УЧИЛИСЬ Кеірченский котельщик Васи­ лий Иванович Платонов при­ шел ва флот в март® 1922 года, ли делом на практике — ре­ монтировали механизмы, вос­ станавливали корпуса. Комсо- когда состоялся первый при- і мольцы восстановили корабль ЗЫВ двух С 'ПОЛОВИНОЙ тысяч комсомольцев -доб ровольцев. Мо- лодоіго энтузиаста сперва опре­ делили в черноморский флот­ ский экипаж. Затем пополне­ ние было распределено по школам для приобретения мор­ ских специальностей. Тогда школы быліи размещены на ко­ раблях и плавающих базах. Молодью моряки но только учились теории, но и овладева- Память Меркурия» и ряд дру­ гих судов. Учились и работали, работали и учились. В течение 20 лет Василий Иванович прошел путь от крас­ нофлотца-«салаженіка» до контр адмирала, корабли которого беспощадно топят вражеские суща, обивают фашистские са­ молеты, производят десанты отважных моряков. КАПИТАН ПЕРВОГО РАНГА МОРОЗОВ Всеобщей любовью и уваже­ нном пользуется у нас капи­ тан первого ранга Николай Иванович Морозов. Интересна им. Рошаля. Оттуда он перехо­ дит в военно-морское училище имени Фрунзе. Закончив училище в 1931 го- биография Николая Ивановича, ду, Николай Иванович казна - Он не сразу стал командиром чаетіся командиром третьей подразделения, а лишь в ре- •) боевой части на подводную Л ' ОСМЫСЛИВАТЬ ОПЫТ, ИЗВЛЕКАТЬ ВЫВОДЫ зультаге беспрерывной работы над соібой достиг высокого офицерского, зван ия. Николай Иванович Морозов родился под Ленинградом в 1904 году в сѳмьо кустаря. Его родители, жившие в бедности но могли дать сыну образова­ нно больше, чем церковно­ приходская школа.. Еще будучи мальчиком, Николай должен был зарабатывать себе хлеб. Он работал на кирпичном за ­ воде Яшина, был половым в чайной, прдсоблял пекарям, как Йосщелинк, в пекарне. щ По Комсомольскому набору в 1922 году Николай Иванович идет во флотский экипаж мат­ росом, а через шесть месяцев— ч школу миноров. Года через гри тс®. Морозов впервые по­ падает на корабль — траль­ щик «Красный Крым». Черсо год опять и д ет учиться, теперь лодку «Большевик». В 1934 го­ д у он уже помощник команди­ ра лодки «Ш-113». А далее, пройдя командный класс учеб­ ного отряда подводного плава­ ния, Морозов становится коман­ диром «Малютки». За три года до войны тов. Морозов опять идет учиться— на курсы усовершенствования начсостава и закончив их, на­ значается командиром подраз­ деления. В это время он имеет звание капитана 3 ранга. В первый же год войны тов. Мо­ розову присваивается звание •капитана 2 ранга. А в декабре прошлого года Николай Ивано­ вич Морозов уже капитан 1-го ранга. На протяжении своей служ­ бы на флоте тов. Морозов пять раз прерывал практику, от­ правляясь учиться, и с каждым годом совершенствовал свои ужо в военно-морское училище знания. «Кроме чтения, надо еще усваивать себе все необходимое из самой жизни. Недостаточно присутствовать при событиях, чтобы чему-нибудь научиться; ніадо, кроме того, стараться из (всего виденного извлечь Для себя полезные указания». I - (Адмирал М А К А Р О В ). Герой Советского Союза Иван Александрович Колыш- кин, ' вышедший из среды краснофлотцев, стал коман­ диром ^крупного соединения. Плавая в первые месяцы войны на подводных лодках разного типа, Иван Алексан­ дрович потопил 47 фашистских кораблей водоизмещением в 115.000 тонн. Наш командир воспитал десятки отважных морских I офицеров, которые вместе со своими подчинен­ ными привели к славе бригаду подводных лодок Север­ ного флота. Реда кци я «Боевого курса» обратилась к Ивану Алек- дровичу Колышкину с просьбой рассказать о своем пути от матроса до капитана 1-го ранга — командира заслу­ женного соединения подводных лодон, удостоенного ор­ дена Красного Знамени. Вот что нам рассказал товарищ Колышкин: — Весь мой путь от матроса до командира; соединения —• это беспрерывная работа над собой, стремление совершенствовать свои знания не только но книгам, но и извлекай опыт из (практики. Я родил'ея іблиз Рыбинска, в д. Крутец, на Волге. Здесь про­ вел свое детство и учился. Волга была нашей кормилицей. Все мужское население теж .мест с ранних лет шло на. пароходы, баржи, в затоны и заводы. Когда I я подрос — также стал волга.- рем. Плавал , по Волге, ІНексне, I Молоте и Мариинской системе с грузами дров, соли, нефти и т. д. — па баржах и пароходах — матросом, кочегаром и водоливом. Наступила нора военной служ­ бы, и меня призвали во флот, на Балтику. Видно, Волга кое-чему научила и это, должно быть, за­ метили командиры. Меня скоро послали в школу рулевых. Не­ сколько (месяцев прошли в упор- ГМ13804. ной учебе. Наконец, меня назна­ чили на. посыльный военный коіраюль «іКротет». Служить на. корабле, как это знает каждый подводник, и тогда было заветной мечтой каждого краснофлотца. Понятно-, с какой радостью и старанием я осваивал практику морского дела. И скоро я был уже старшиной парового катера. «Волна,», —• заслуженного ка­ тера, который еще в годьг граж­ данской войны в составе Волж­ ской военной флотилии бился против врагов советской родины. Как-то мне попалась книга адмирала Макарова. Меня пора­ зила -биография и мысли Мака­ рова. — одного из знаменитых русских флотокодцев. Он — сын простого матроса. — упорной ра* ботой над сабой достиг чина, рус­ ского адмирала. Под влиянием книги Макарова у меня возникло решение всю свою жизнь посвя­ тить морю. Я решил подготовить из себя морского офицера.. Плавая па корабляіх, я одно­ временно учился на. морском факультете. Трудно 'было, по­ пятно. И службу надо было пра­ вить, и политработу вести, и в партбюро раіботать, а тут еще требовалось уроки учить — к занятиям готовиться. И-ные ночи приходилось совсем не т а т ь . Измотался, но выдержал—должно чыігь, поддержало 'крепкое здо­ ровье волгаря. И вот, наконец, когда я за­ кончил пятилетнюю службу на флоте рядовым, меня зачислили на. командный курс Военно-Мор­ ского училища, имени Фрунзе, а через три года, назначили коман­ диром торпедной группы на. пер­ вую советскую подводную лодку «Д-1». В исторический для Северпого флота 1933 тод ледка «Д-1 пришла в советское Заполярье по великому водному пути — Бело мореко-Балтийскому каналу имени Сталина. Здесь мне выпала честь, как вахтепиому командиру, отдать рапорт основателю Северпого флота товарищу Сталину, при­ бывшему тоігда па. лодку товарищами Кировым и Вороши­ ловым. С той поры еще угарнее началась работа по освоению Северного театра, боевой шдго товке. Начало Отечественной войны я ггретил ‘командиром подразделе­ ния. В первые мешцы много плавали в море. Приходилось изучать тактику врага, подробнее осваивать театр, вырабатывать способы борьбы с сильным и коварным противником, учиться па опыте 'боев и учить подчи­ ненных. Адмирал Макаров считал, что флотоводцу необходимы .следую­ щие качества: характер, ум, глазомер (верная оценка в любой момент обстановки и необходи­ мости той или иной комбинации), морской глаз (с первого взгляда судить о качествах корабля и способность управлять им), по­ знания, здоровье, справедливость. Развивать эти качества М'ожет нѳ только каждый офицер, но и матрос, который хочет быть офи­ цером. Учиться 'беспрерывно и на корабле и на берегу, осмыс­ ливать приобретенный в боях опыт, извлекать практические выводы — вот задача каждого советского моржа, особенно под­ водника Краснознаменной брига­ ды. Ответственный редактор Я. НОВИКОВ. Заказ № 854.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz