Боевой курс. 1943, август
«БОЕВОЙ КУРС» 19 августа 1943 г., W; ,4. КАЖДЫЙ МАТРОС ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯСТАТЬ АДМИРАЛОМ! А ДМ И Р А Л СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ Среди многих прославленных русских флотоводцев имя ад мирала Степана Осиповича Ма карова пользуется большим ав торитетом, славой, любовью. Сын русского матроса Степан Осипович Макаров (родился 27 денаібря 1848 года) прошел путь от школьной скамьи до адмирала, несмотря на все пре пятствия, которые чинились при его продвижении. С большим трудом добившись в 1897 году чина мичмана, Ма каров впервые поднял вопрос о м ерах борьбы за непотопляе мость судов , предложил водо отливную систему, постоянные корабельные пластари для за д елки пробоин и т. п. В войне 1877—78 годов Ма каров впервые применил само- движущиеся торіпеды. В 1886 году Степан Осипович был назначен командиром кор вета «Вятязь», ушел в круго светное плавание, после кото рого написал книгу «Витязь» и «Тихий океан», получившую зо лотую медаль Географического общества. Получив должность главного инспектора морской артилло- I ------------------ рии, Макаров впервые приме нил стрельбу бездымным поро хом, .изобрел бронебойные на конечники на снаряды, за что его назвали «победителем бро ни». В 1897 году Макаров выпус кает свою замечательную рабо ту «Рассуждения по вопросам морской тактики», которая в значительной своей части до сих пор «состоит на вооруже нии» русского флота. По проектам Макарова был построен мощный ледокол «Ер мак» для плавания в полярных водах. С именем Макарова-свя заны крупные ледокольные ис следования далекого Севера. Недаром Макарова прозвали «дедушкой ледокольного фло та». Во время русско-японской войны адмирал Макаров бле стяще руководил операциями своей эскадры. Нелепый слу чай прервал жизнь талантли вого адмирала. Броненосец «Петропавловск», имея на бор ту Макарова, 3 марта 1904 года взорвался на мине. Краснофлотец стал контр-адмиралом Среди морских офицеров со ветского флота у нас немало адмиралов, вышедших из среды краснофлотцев, в том числе и член Военного Совета Север ного флота контр-адмирал тов. Николаев. Я помню тов. Николаева, ко гда он в 1931—32 гг. работал секретарем партбюро учебного отряда подводников Балтики. Я тогда был учоішком-торпе- дистом. Выполняя обязанности члена комсомольского бюро, я часто по деловым вопросам встречался с тов. Николаевым. Он пользовался в отряде боль шим авторитетом, обладал ши роким кругозором, много рабо тал над собой и с людьми. В своей воспитательной ра боте партбюро много обращало внимания на внедрение же лезной воинской дисциплины, создание нетерпимости к ма лейшей распущенности. У нас неофициально завелся такой порядок, что личный состав в выходные дни не ложился спать до те$ пор, пока не воз вращался последний красно флотец с берега. Все должны были возвращаться к установ ленному времени, и беда была тому, кто опаздывал хотя бы на полторы-двс минуты. Огіоз-* давпшй встречал осуждение всего коллектива. У нас был самым недисциплинированным как сейчас помню, краснофло тец Козлов. И вот даже он быстро исправился под влия нием нетерпимости к недис циплинированности, созданной в отряде. Воспитательное зна чение мероприятий, проводи мых командованием и парт бюро было настолько велико, что я помню о них по проше ствии двенадцати лет и по стоянно рассказываю об этом подчиненным мне рядовым. Капитан 3-го ранга ТА Б ЕН НИ Н . — Рядовой = = Семеновского полка «Из наших полководцев вы ше (всех стоит Суворов, ко торый 15 лет был записан рядовым в Семеновский полк и произведен в офицеры на 24-м году; образования школь ного не іполучил и всему учился сам. Он был ростом мал, тощ, хил, д ѵр н о сложен и некрасив, но уже с первой войны получил аттестацию: хбыстр при рекогносцировке, отважен в бою и хладнокро вен в опасности». Людям, ко торые от природы не наделе ны высоким физическим к а чествами, нет надобности опасаться за свою нарьеру— примером может служить Су воров. Приведенный отзыв о Суворове, когда он был еще молодым офицером, краток и красноречив. Он показывает иделы, к которым надо стре миться, и пусть педагогика поставит себе задачу гото вить офицеров, про которых можно было сказать, что они: «быстры при рекогносциров ках, ютважны в бою и хлад нокровны в. опасности». (Адмирал С. О. Макаров «Рассуждения по вопросам морской тактики»). УЧИЛИСЬ И РАБОТАЛИ, РАБОТАЛИ И УЧИЛИСЬ Кеірченский котельщик Васи лий Иванович Платонов при шел ва флот в март® 1922 года, ли делом на практике — ре монтировали механизмы, вос станавливали корпуса. Комсо- когда состоялся первый при- і мольцы восстановили корабль ЗЫВ двух С 'ПОЛОВИНОЙ тысяч комсомольцев -доб ровольцев. Мо- лодоіго энтузиаста сперва опре делили в черноморский флот ский экипаж. Затем пополне ние было распределено по школам для приобретения мор ских специальностей. Тогда школы быліи размещены на ко раблях и плавающих базах. Молодью моряки но только учились теории, но и овладева- Память Меркурия» и ряд дру гих судов. Учились и работали, работали и учились. В течение 20 лет Василий Иванович прошел путь от крас нофлотца-«салаженіка» до контр адмирала, корабли которого беспощадно топят вражеские суща, обивают фашистские са молеты, производят десанты отважных моряков. КАПИТАН ПЕРВОГО РАНГА МОРОЗОВ Всеобщей любовью и уваже нном пользуется у нас капи тан первого ранга Николай Иванович Морозов. Интересна им. Рошаля. Оттуда он перехо дит в военно-морское училище имени Фрунзе. Закончив училище в 1931 го- биография Николая Ивановича, ду, Николай Иванович казна - Он не сразу стал командиром чаетіся командиром третьей подразделения, а лишь в ре- •) боевой части на подводную Л ' ОСМЫСЛИВАТЬ ОПЫТ, ИЗВЛЕКАТЬ ВЫВОДЫ зультаге беспрерывной работы над соібой достиг высокого офицерского, зван ия. Николай Иванович Морозов родился под Ленинградом в 1904 году в сѳмьо кустаря. Его родители, жившие в бедности но могли дать сыну образова нно больше, чем церковно приходская школа.. Еще будучи мальчиком, Николай должен был зарабатывать себе хлеб. Он работал на кирпичном за воде Яшина, был половым в чайной, прдсоблял пекарям, как Йосщелинк, в пекарне. щ По Комсомольскому набору в 1922 году Николай Иванович идет во флотский экипаж мат росом, а через шесть месяцев— ч школу миноров. Года через гри тс®. Морозов впервые по падает на корабль — траль щик «Красный Крым». Черсо год опять и д ет учиться, теперь лодку «Большевик». В 1934 го д у он уже помощник команди ра лодки «Ш-113». А далее, пройдя командный класс учеб ного отряда подводного плава ния, Морозов становится коман диром «Малютки». За три года до войны тов. Морозов опять идет учиться— на курсы усовершенствования начсостава и закончив их, на значается командиром подраз деления. В это время он имеет звание капитана 3 ранга. В первый же год войны тов. Мо розову присваивается звание •капитана 2 ранга. А в декабре прошлого года Николай Ивано вич Морозов уже капитан 1-го ранга. На протяжении своей служ бы на флоте тов. Морозов пять раз прерывал практику, от правляясь учиться, и с каждым годом совершенствовал свои ужо в военно-морское училище знания. «Кроме чтения, надо еще усваивать себе все необходимое из самой жизни. Недостаточно присутствовать при событиях, чтобы чему-нибудь научиться; ніадо, кроме того, стараться из (всего виденного извлечь Для себя полезные указания». I - (Адмирал М А К А Р О В ). Герой Советского Союза Иван Александрович Колыш- кин, ' вышедший из среды краснофлотцев, стал коман диром ^крупного соединения. Плавая в первые месяцы войны на подводных лодках разного типа, Иван Алексан дрович потопил 47 фашистских кораблей водоизмещением в 115.000 тонн. Наш командир воспитал десятки отважных морских I офицеров, которые вместе со своими подчинен ными привели к славе бригаду подводных лодок Север ного флота. Реда кци я «Боевого курса» обратилась к Ивану Алек- дровичу Колышкину с просьбой рассказать о своем пути от матроса до капитана 1-го ранга — командира заслу женного соединения подводных лодон, удостоенного ор дена Красного Знамени. Вот что нам рассказал товарищ Колышкин: — Весь мой путь от матроса до командира; соединения —• это беспрерывная работа над собой, стремление совершенствовать свои знания не только но книгам, но и извлекай опыт из (практики. Я родил'ея іблиз Рыбинска, в д. Крутец, на Волге. Здесь про вел свое детство и учился. Волга была нашей кормилицей. Все мужское население теж .мест с ранних лет шло на. пароходы, баржи, в затоны и заводы. Когда I я подрос — также стал волга.- рем. Плавал , по Волге, ІНексне, I Молоте и Мариинской системе с грузами дров, соли, нефти и т. д. — па баржах и пароходах — матросом, кочегаром и водоливом. Наступила нора военной служ бы, и меня призвали во флот, на Балтику. Видно, Волга кое-чему научила и это, должно быть, за метили командиры. Меня скоро послали в школу рулевых. Не сколько (месяцев прошли в упор- ГМ13804. ной учебе. Наконец, меня назна чили на. посыльный военный коіраюль «іКротет». Служить на. корабле, как это знает каждый подводник, и тогда было заветной мечтой каждого краснофлотца. Понятно-, с какой радостью и старанием я осваивал практику морского дела. И скоро я был уже старшиной парового катера. «Волна,», —• заслуженного ка тера, который еще в годьг граж данской войны в составе Волж ской военной флотилии бился против врагов советской родины. Как-то мне попалась книга адмирала Макарова. Меня пора зила -биография и мысли Мака рова. — одного из знаменитых русских флотокодцев. Он — сын простого матроса. — упорной ра* ботой над сабой достиг чина, рус ского адмирала. Под влиянием книги Макарова у меня возникло решение всю свою жизнь посвя тить морю. Я решил подготовить из себя морского офицера.. Плавая па корабляіх, я одно временно учился на. морском факультете. Трудно 'было, по пятно. И службу надо было пра вить, и политработу вести, и в партбюро раіботать, а тут еще требовалось уроки учить — к занятиям готовиться. И-ные ночи приходилось совсем не т а т ь . Измотался, но выдержал—должно чыігь, поддержало 'крепкое здо ровье волгаря. И вот, наконец, когда я за кончил пятилетнюю службу на флоте рядовым, меня зачислили на. командный курс Военно-Мор ского училища, имени Фрунзе, а через три года, назначили коман диром торпедной группы на. пер вую советскую подводную лодку «Д-1». В исторический для Северпого флота 1933 тод ледка «Д-1 пришла в советское Заполярье по великому водному пути — Бело мореко-Балтийскому каналу имени Сталина. Здесь мне выпала честь, как вахтепиому командиру, отдать рапорт основателю Северпого флота товарищу Сталину, при бывшему тоігда па. лодку товарищами Кировым и Вороши ловым. С той поры еще угарнее началась работа по освоению Северного театра, боевой шдго товке. Начало Отечественной войны я ггретил ‘командиром подразделе ния. В первые мешцы много плавали в море. Приходилось изучать тактику врага, подробнее осваивать театр, вырабатывать способы борьбы с сильным и коварным противником, учиться па опыте 'боев и учить подчи ненных. Адмирал Макаров считал, что флотоводцу необходимы .следую щие качества: характер, ум, глазомер (верная оценка в любой момент обстановки и необходи мости той или иной комбинации), морской глаз (с первого взгляда судить о качествах корабля и способность управлять им), по знания, здоровье, справедливость. Развивать эти качества М'ожет нѳ только каждый офицер, но и матрос, который хочет быть офи цером. Учиться 'беспрерывно и на корабле и на берегу, осмыс ливать приобретенный в боях опыт, извлекать практические выводы — вот задача каждого советского моржа, особенно под водника Краснознаменной брига ды. Ответственный редактор Я. НОВИКОВ. Заказ № 854.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz