Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.

65 ПОРА • Внедрение Серного проекта — новой комплексной экологической инициативы «Норникеля». • Приход на территорию новых «игроков», развитие Норильска и Таймыра не только как горнорудных и металлургических, но и нефтегазовых районов. Социальный запрос • Рост спроса со стороны жителей Норильска на трансформацию городской среды (до- полнительным стимулирующим фактором является и начавшаяся реновация города). • Потребность в повышении качества жизни. • Запрос на формирование новой впередсмотрящей идеологии. Управленческий аспект Начиная с 2020 года, на федеральном уровне интенсифицировалась работа над стратегическими документами, определяющими развитие Арктической зоны РФ. Следует отметить следующие документы, которые были созданы в этот период: • Стратегия социально-экономического развития АЗРФ «Арктика 2035» (в создании этого документа Экспертный центр ПОРА принимал активное участие). • Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». • «План 268». План мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны и основ госполитики в Арктике. В 2021 году было подписано четырехстороннее соглашение между Правитель- ством РФ, Красноярским краем, Администрацией Норильска и «Норникелем». В результате был принят пакет документов о социально-экономическом развитии Норильска. В ходе развернутой системной работы был создан ряд стратегических документов (оператор — Агентство развития Норильска), призванных стать анали- тическим фундаментом и указать нужные векторы приложения сил. Таким образом, за последние несколько лет произошли существенные и быстрые изменения, которые неизбежно окажут воздействие на социально-экономический ландшафт региона, и это определило необходимость модернизации Стратегии, со- зданной еще четыре года назад, в 2018 году. Так началась работа над документом «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Норильск до 2035 года» (Далее — «Стратегия-2035»). Следует отметить ряд ограничений в рамках создания Стратегии Норильска-2035. В первую очередь эксперты отмечают невозможность прямой имплементации «европейского» подхода в регионе, расположенном за Полярным кругом: ряд инженерных, логистических, кадровых и других решений требует особого подхо- да, учитывающего уникальность города. Ограничения накладывают также объем предусмотренного финансирования (по результатам подписания Четырехсторон- него соглашения) и необходимость воплощения решений в рамках проведенного архитектурного конкурса. Специфика работы по созданию Стратегии-2035 (как на уровне процедур и органи- зационных процессов, так и на уровне материала, с которым работают эксперты) открывает уникальные возможности при ее воплощении, такие, как: • Привлечение экспертов федерального уровня. • Уникальность Норильска как явления и территории. За последние несколько лет произошли суще- ственные и бы- стрые изменения, и это определило необходимость мо- дернизации Стра- тегии, созданной еще четыре года назад

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz