Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.
60 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №3 (11) 2022 и задерживало поставки. Недавние наблюдения показали, что Арктика в течение последних трех десятилетий нагревалась быстрее, чем остальные регионы зем- ного шара. Площадь морских льдов сократилась на 10-15%, а площадь снежного покрова на суше уменьшилась на 10% (18, c.68). Потепление ведет, в частности, к нарастанию температурных аномалий, изменению природных ландшафтов и деградации вечной мерзлоты, образованию большего числа айсбергов, увеличе- нию штормовой (волновой) активности и т.д., что снижает показатели надежности и устойчивости объектов транспортной системы, строительных конструкций и инженерных сооружений (19, c.61). П роблема качества системы среднего специального и высшего образования се- верных регионов России также часто остается за кадром при рассмотрении во- просов налаживания работы транспортной логистики АЗРФ. Однако слаженность работы на всех этапах проектирования, строительства и эксплуатации магистра- лей напрямую зависит от опыта и квалификации рабочего персонала и логистов, отвечающих за функционирование транспортной сети. В более чем половине регионов, входящих в АЗРФ, прослеживаются преимуще- ственно неудовлетворительные показатели системы образования в общем, а в подавляющем большинстве регионов Арктики наблюдаются рекордно низкие по- казатели поступления в образовательные организации среднего профессиональ- ного образования (СПО) и в вузы своего региона. Средний рейтинг поступления в вузы: 34 балла (на 45% ниже среднего по РФ). ЯНАО в данном рейтинге побивает своеобразный антирекорд — 10 баллов (20). При этом запрос регионов на рабочие профессии только растет. И потому потреб- ность экономической переориентации системы образования становится все более острой. Речь идет об активном взаимодействии образовательных учреждений и реального сектора экономики региона, что позволит обеспечить ВУЗу и СПО при- влечение дополнительных внебюджетных средств. ВУЗ должен стать центром для коммуникации бизнеса, общества и государства по вопросам прогнозирования развития региона, отвечать требованиям экономики регионов. Изменить ситуацию призвана ныне рассматриваемая программа Министерства просвещения «Профессионалитет». По словам Министра просвещения РФ Сергея Кравцова, программа «Профессионалитет» способствует переходу от региональ- ного к регионально-отраслевому подходу в учреждениях СПО. Со следующего учебного года начинается набор по программе «Профессионалитет». Планируется, что обучение пройдут порядка 150 тысяч студентов, а процент трудоустройства будет не ниже 85. До недавнего времени порядка 30% программ СПО не соответствовали актуаль- ным потребностям предприятий. Важно, чтобы программы были практико-ориен- тированными, четко соответствовали потребностям предприятий и производств. При данном подходе реализация арктических проектов окажется в более надеж- ных руках, получит устойчивый стабильный фундамент в лице квалифицирован- ных кадров, логистов и рабочих (21). П роведенное исследование позволило очертить общие масштабы основных проблем транспортно-логистической системы АЗРФ. Анализ данных распреде- ления плотности коммуникаций и основных транспортных узлов указал на нали- чие серьезных диспропорций в логистической системе Арктики России. Главным образом диспропорция проходит по линии Запад/Восток. Статистика свидетель- ствует о последовательном ухудшении качества коммуникаций в подавляющем Выводы Дефицит квали- фицированных кадров В более чем по- ловине регионов, входящих в АЗРФ, прослеживаются преимущественно неудовлетвори- тельные показате- ли системы обра- зования в общем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz