Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.
59 Экономика, ресурсы, финансы Воздушный транспорт • повысилась мобильность населения, что усилило конкуренцию в розничной торговле и снизило цены (подобный опыт недавно продемонстрировала Якутия): вблизи автотрассы Interstate товары дешевле на 23%; • создан единый общенациональный рынок, обеспечен рост скорости транспор- тировки товаров; • вымирающие сельские районы и полузаброшенные промышленные города по- лучили новый шанс (бурный рост таких городов, как Лос-Анджелес, Атланта, Дал- лас, Сан-Хосе, Денвер, Финикс, Лас-Вегас, за последние 40 лет был бы немыслим без логистики Interstate, при этом вымирающие без градообразующих предприя- тий моногорода — острая проблема современной российской Арктики). • за 20 лет общее число ДТП по стране сократилось на 44%, а в системе Interstate сокращение составило 76%. Безопасность Interstate обеспечивает экономию в $17 млрд в год (16). В связи с высокой стоимостью строительства и эксплуатации традиционной наземной транспортной инфраструктуры воздушный транспорт является практически безальтернативным для пассажирских перевозок и реализации ряда государственных функций в Арктике. Упор на авиацию станет важным подспорьем в развитии наземной логистики, в частности в области оказания экстренной меди- цинской помощи и борьбы с чрезвычайными ситуациями на дорогах. Особым событием в сфере Ямало-Ненецкой логистики стало открытие междуна- родного аэропорта Сабетта, возведенного «с нуля» с применением специальных технологий по укреплению вечномерзлых обводненных грунтов. Аэропорт имеет статус стратегического объекта для реализации проекта «Ямал-СПГ». За три года эксплуатации аэропорт увеличил объемы перевозок почти втрое: пассажирских — с 127,7 тыс. чел. до 369,8 тыс. чел.; грузовых — с 1,6 тыс. тонн до 5,8 тыс. тонн. Общий коэффициент воздушных перевозок таким образом возрос в среднем на 226% (9, c. 53). Из-за отсутствия средств на реконструкцию и переоснащение пришли в негод- ность и выбыли из эксплуатации множество аэродромов, в результате воздушные сообщения на местных авиалиниях оказались практически прекращены. На теку- щий момент в АЗРФ из 272 аэродромов и взлетных площадок действует лишь 148, при этом перевозки пассажиров и грузов осуществляют только 74 (17, c. 542). В виду глобального потепления, последствия которого заметны уже сейчас, по- требность в замене зимников на круглогодичные маршруты с твердым покры- тием становится всё более острой. С учетом того, что ЯНАО отличается большим количеством болот, это значительно осложняет транспортировку грузов в теплое время года. В связи с коротким действием автозимника и трудными климатиче- скими условиями возрастает стоимость перевозок груза. Конечно, это не может не влиять на общее развитие инфраструктуры. Климатические изменения всё чаще дают о себе знать, в зимний период всё чаще случается аномально теплая погода. Дороги разрыхляются, нередки случаи прова- ливания и увязания техники. Зимники приходится местами накатывать, местами намораживать. Сложившаяся на некоторых участках маршрутов неблагоприят- ная ситуация становится серьезной преградой даже для вездеходов с колесной формулой 6х6. При такой высокой температуре автозимники закрывают, чтобы не ухудшилось качество дороги. Запускают только транспорт с легким грузом обычно до 3-5 тонн, завоз тяжелых материалов приостанавливается. В последние годы были аномально для ЯНАО теплые зимы, из-за которых движе- ние по автозимникам вообще прекращалось, что подвергало опасности рабочих Упор на авиацию станет важным подспорьем в раз- витии наземной логистики Изменение климата В последние годы были аномально для ЯНАО теплые зимы, из-за ко- торых движение по автозимникам вообще прекра- щалось, что под- вергало опасности рабочих и задер- живало поставки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz