Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.

55 Экономика, ресурсы, финансы Результаты иссле- дования показали существенный дисбаланс между экономическим потенциалом ЯНАО и реальным состоянием логи- стической системы региона научных публикаций и баз данных мы выявили ряд проблемных зон транспор- тно-логистической системы Арктики, о которых ниже. Р езультаты исследования показали существенный дисбаланс между экономиче- ским потенциалом ЯНАО и реальным состоянием логистической системы реги- она. Округ занимает третье место в списке регионов с минимальной плотностью автодорог с твердым покрытием: 3,3 км путей на 1000 кв км. На первом и втором местах — Чукотский АО и Ненецкий АО соответственно. За прошедшие 15 лет этот показатель возрос всего чуть более чем в 2 раза (с 1,4 в 2005 г до 3,3 в 2019). Средняя плотность автодорог по России: 54 км. Кроме того — доля автодорог общего поль- зования, не отвечающих нормативным требованиям, в ЯНАО за последние 12 лет возросла в среднем на 30% (6). Отрицательная динамика также прослеживается в показателе грузооборота автотранспорта. Объем грузооборота в ЯНАО в 2020 году снизился до рекордно низкого уровня (1170 млн т-км). Отрицательная тенденция берет начало с 2012-2014 гг. Примечательно, что именно на этот период в среднем приходится начало резкого роста доли дорог неудовлетворительного качества (таблица 1) (7). Симметричная ситуация с железнодорожным транспортом: плотность ж/д путей общего пользования ЯНАО составляет 6 км на 10000 кв. км территории. За послед- ние два десятилетия незначительное увеличение фиксируется преимущественно в регионах, входящих в АЗРФ лишь частично (Республики Саха (+359,5 км) и Каре- лия (+120,6 км) (таблица 2) (8, c. 100). ЯНАО является красноречивым примером негативной дорожной ситуации в АЗРФ в целом. В настоящий момент 67,3% автодорог Арктики имеют твердое покрытие, усовершенствованное покрытие — всего у 38,4%. При этом протяженность авто- дорог в полностью арктических регионах составляет всего 8,5 тыс. км или 0,6% в общей протяженности автодорожной сети АЗРФ, из них твердое покрытие имеют 79,5% (9, c. 42). Более 55% существующих в АЗРФ автомобильных дорог общего пользования не отвечают нормативным требованиям технико-эксплуатационного состояния. При этом темпы деградации состояния местных дорог в разы превыша- ют темпы деградации дорог регионального значения. Эта тенденция объясняется значительным сокращением денежных средств, выделяемых муниципальным образованиям на содержание и ремонт подведомственных им дорог из регио- нальных дорожных фондов (10, c. 148). Реализация крупных транспортных проектов благоприятно повлияет на транспорт- ную доступность региона и его инвестиционную привлекательность. Это также повы- сит эффективность работы экономических игроков и резидентов Арктики, логистов и перевозчиков. На данный момент идет работа над железнодорожными проектами: «СШХ-1» (Лабытнанги-Надым) и «СШХ-2» (Бованенково-Сабетта). Общий объем пе- ревозок — 33 млн т в год, протяженность 565 км. Окончательное решение о строи- тельстве будет принято в 2021 и 2022 гг соответственно (3). Значение этих маршрутов для ЯНАО трудно переоценить. Они станут частью главнейших артерий, ведущих к Северному морскому пути (СМП) — главному международному торговому маршруту в Арктике — прямого конкурента Южного торгового пути Суэцкого канала. Высокая доля дорог ненормативного качества в АЗРФ во многом обусловлена при- родными условиями, перепадами температур в течение года. Проблемы, вызван- ные низким качеством дорог, способны стать серьезным препятствием в работе логистов даже на относительно небольших расстояниях. Например, расстояния до объектов от базы логистической компании СпецТранс-Сервис (Новый Уренгой) — не более 500-800 км. По дороге с твердым Наземный транспорт ЯНАО является красноречивым примером нега- тивной дорожной ситуации в АЗРФ в целом Более 55% суще- ствующих в АЗРФ автомобильных дорог общего пользования не отвечают норма- тивным требова- ниям технико-экс- плуатационного состояния

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz