Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.

53 Экономика, ресурсы, финансы щих факторов: обеспечение логистов качественной сотовой и интернет-связью на большинстве участков маршрута, строительство опорных спасательных центров, стоянок, и прочих инфраструктурных объектов. Реализация этих направлений требует тщательной проработки со стороны всех заинтересованных сторон и внимания общественности. В статье представлены результаты исследования текущего состояния транспортной логистики Арктиче- ской зоны Российской Федерации (АЗРФ) в целом и Ямало-Ненецкогоа втономного округа (ЯНАО) в частности. ЯНАО замыкает тройку лидеров в рейтинге природ- но-ресурсного потенциала (1). Обеспеченность углеводородными ресурсами яв- ляется для районов Арктики важным мотивом хозяйственного освоения, основой экономического развития некоторых регионов РФ. Основная газовая база страны — ЯНАО (2, c. 420). АЗРФ — в первую очередь территория массивного геостратегического значения и экономического потенциала. Она расположена на территории 9-ти регионов на сухопутной площади в 4,8 млн кв. км (28% от территории РФ). АЗРФ содержит 91% природного газа и 80% (от общероссийских разведанных запасов) газа про- мышленных категорий. В пределах материковой части Арктики располагаются уникальные запасы и прогнозные ресурсы медно-никелевых руд, олова, платины, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути, черных металлов, оптического сырья и поделочных камней. На АЗРФ приходится 20% экспорта России и десятая доля ВВП страны, которую обеспечивает население всего в 2,6 млн человек (менее 2% от населения РФ). В то же время существует препятствующий комплексному и планомерному развитию АЗРФ ряд факторов, усугубляемый острой логистической недостаточностью и общим упадком транспортной системы Севера. Начало нового этапа развития арктических территорий было задано Указом Президента РФ «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» от 5 марта 2020 г. Вследствие указа было принято решение об отнесении вектора развития Арктики к компетенции Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, была реоргани- зована государственная комиссия по вопросам развития Арктики. На сегодняшний день за 2,5 года была создана законодательная база для инвестиционной привле- кательности региона, разработаны и приняты основы стратегии госполитики по развитию АЗРФ: принято 6 Федеральных законов и 40 подзаконных актов (3). В положении действующих стратегических документов, регламентирующих цели и задачи развития АЗРФ, значительное внимание уделено транспортно-логисти- ческой проблеме Арктики, что лишь подтверждает актуальность и злободневность рассматриваемой проблемы. В число задач госполитики в АЗРФ входят: • развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и береговой инфраструктуры, системы управления коммуникациями Северного морского пути для решения задач обеспечения евразийского транзита; • внедрение инновационных технологий, развитие транспортной и энергетиче- ской инфраструктуры; • создание условий для развития Северного морского пути в качестве националь- ной транспортной магистрали Российской Федерации в Арктике (4, c. 50). Основными задачами развития транспортного комплекса ЯНАО являются: • формирование единого связного транспортного пространства на территории округа; На АЗРФ приходит- ся 20% экспорта России и десятая доля ВВП страны, которую обеспе- чивает население всего в 2,6 млн человек

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz