Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.

39 Экономика, ресурсы, финансы Говоря о транспортных линиях, следует также приготовиться к усилению между- народного нажима на Северный морской путь. В межправительственном диалоге арктических государств, после фактического исключения из него России, резко усилились сторонники ограничительного подхода к хозяйственному освоению Ар- ктики, о которых мы уже предупреждали на страницах этого журнала [10]. В их чис- ле — нынешняя Администрация США, правительства Канады и Швеции, влиятель- ные банки и экологические НКО. Не имея возможности ничего противопоставить колоссальному судоходному потенциалу России в Арктике, они будут пытаться его «обнулить», в том числе бойкотируя товары, вывезенные или транзитом достав- ленные по Севморпути. Противодействие этим попыткам потребует слаженных действий транспортников, политиков, экологов и дипломатов. Выключение АЗРФ из многих глобальных цепочек поставок требует серьезного «переосмысления» всей Арктики, исходя из наличных ресурсов страны. Третья — изменение общей среды хозяйственного развития АЗРФ. Ее выключение из многих глобальных цепочек поставок требует не только налаживания новых, значительно сильнее обернутых на восток и внутрь страны, но и серьезного «переосмысления» всей Арктики, исходя из наличных ресурсов страны, мировых технологических и социально-экономических тенденций. Перечислим лишь неко- торые масштабные задачи, требующие решения в этом контексте: • разработать и последовательно проводить комплексную научно-техническую, промышленную и региональную политики, с расширением полномочий регио- нальных и местных властей; • расставить четкие приоритеты государственных расходов с особым вниманием к активизации НИОКР и замещению критического импорта; • всемерно поощрять развитие малого и среднего бизнеса (особенно высокотехно- логичного), не сводить роль государства в АЗРФ к субсидированию мегапроектов; • провести ревизию самих мегапроектов в свете их реальной окупаемости и соци- ально-экономических эффектов в изменившихся условиях и др. Обрисованный в данной статье круг проблем и подходов к ним вынужденно носит неполный и весьма общий характер. Масштаб санкционного давления на Россию и россиян еще не до конца проявился — срабатывает инерционность развития (заканчивается исполнение прежних импортных контрактов, понемногу выбира- ются складские запасы, налаживается «параллельный импорт» и др.). Многое еще предстоит осмыслить и самой России, и окружающим ее странам. Какие-то острые вопросы еще не вполне обозначились, но наверняка проявятся в скором будущем. В любом случае, однако, придется уточнять и прежние планы развития российской Арктики, и саму философию ее освоения с выраженной ориентацией на «миро- вые» (читай — преимущественно западные) сырьевые рынки. Выключение АЗРФ из многих гло- бальных цепочек поставок требует серьезного «пере- осмысления» всей Арктики, исходя из наличных ресур- сов страны. 1. Юнгблюд В.Т., Ильин Д.В. Поправка Джексо- на-Вэника и развитие советско-американских отношений в 1972-1975 гг. Вестник МГИ- МО-Университета. 2020. № 13(2). С. 7-39. doi: 10.24833/2071-8160-2020-2-71-7-39 1. Yungblyud V., Ilyin D. Jackson–Vanik Amendment and Development of Soviet-American Relations in 1972-1975. MGIMO Review of International Relations. 2020, No. 13(2), pp. 7-39. doi: 10.24833/2071-8160-2020-2-71-7-39 Литература: Literature:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz