Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.

38 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №3 (11) 2022 качестве недружественной. Стратегия действий стран Запада вполне очевидна по их текущим документам и опыту реагирования на «нефтяной кризис» 1973 г.: наращивание собственного (не только низкоуглеродного) энергопроизводства, повышение энергоэффективности и всемерная диверсификация импорта, допол- нительно и мощно подстегнутая диверсиями на «Северных потоках». При этом в 2021 г. на долю стран ЕС пришлось 64,7 % объемов российского экспорта газа и 47,0 % — нефти (плюс 2,7 % у США) [7, 8]. В полном объеме перенаправить потоки энергоносителей с западных на иные рынки (прежде всего, азиатский), во всяком случае быстро, невозможно. Отметим, что в условиях прогнозируемых стабильно высоких цен на нефть и газ возобновляемая энергетика становится рентабельной и без госдотаций, что по- зволит политически эффективно вписать антироссийские меры в повестку низкоу- глеродного перехода. Временная реанимация экологически «грязной» энергетики, включая угольную, видится как вынужденная мера, не отменяющая общих тенден- ций. Как отметил, выступая в июне 2022 г. на Петербургском экономическом фору- ме, заместитель председателя Правительства России А.В. Новак, за последний год «несколько зеленая повестка потускнела, и цвет ее стал не зеленым, а цвета хаки... хотя тенденция все равно продолжается, я не скажу, что она остановилась» [9]. Усилия по выдавливанию России с рынков энергоносителей, включая инициативу по введению «потолков цен», дополняются негативными последствиями ухода из страны иностранных инвесторов (ВР, Shell, Equinor), финансовыми санкциями и отраслевыми технологическими эмбарго. Если и в этих условиях придерживаться прежней ресурсной парадигмы, сводимой на Севере к ходячей формуле «качай и вези», то результатом станет бессистемное свертывание добычи в АЗРФ (как по маркетинговым, так и по технологическим причинам), а за ним усиленное обезлюдение и Севера, и Зауралья. Во избежание такой перспективы полагаем необходимым: • расширять и существенно углублять переработку сырья внутри страны, направ- ляя кратно большие объемы продукции из АЗРФ не на экспорт по Северному морскому пути, а на юг страны, ближе к местам потребления; • насытить внутренний рынок дешевой энергией (можно в связи с этим вспом- нить, как дешево стоил бензин в подсанкционных Ираке и Ливии до американских вторжений) и массово экспортировать продукцию энергоемких отраслей; • разработать научно обоснованную национальную климатическую и ESG концеп- ции России, избегая некритического копирования западных подходов; • приглашать в российские проекты ТЭК азиатских акционеров на «освобождаю- щиеся места» после ухода западных компаний, придерживаясь при этом, однако, взвешенной и достаточно осторожной линии поведения. Вторая насущная проблема касается развития сети коммуникаций, а говоря поли- тическим языком — обеспечения связности территории России, в которой АЗРФ, особенно азиатская ее часть, особенно уязвима. Санкции против российского авиапарка, уход из страны немецкого концерна Siemens (ведущего производите- ля электровозов) и датского Maersk (одного из мировых лидеров контейнерных перевозок), остро обозначившийся дефицит пропускной способности сибирских и дальневосточных железных дорог резко актуализировали давно назревшие про- блемы. В этих условиях следует в максимальной степени направлять наличный авиапарк и подвижной состав на обслуживание рейсов внутри Азиатской части России и между Азиатской и Европейской частями, включая обслуживание жиз- ненно важных для России меридиональных рейсов по оси север-юг. Запад будет и да- лее форсированно снижать зависи- мость от импорта российских нефти и газа, руковод- ствуясь стремле- нием повысить собственную энер- гобезопасность

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz