Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.

37 Экономика, ресурсы, финансы Аналогичным образом приостановлена деятельность Баренцева/Евроарктическо- го региона, заморожены контакты по линии организаций коренных жителей Се- вера и учёных. В частности, был отменен конгресс Университета Арктики — едва ли не крупнейшей научно-образовательной сети Заполярья — намечавшийся на октябрь 2022 г. в Москве. Судя по всему, региональные организации при опреде- лении своей линии поведения будут во многом ориентироваться на АС. Парал- лельно с этим идет процесс вступления Швеции и Финляндии в НАТО, после чего России в Арктике придется иметь дело исключительно с членами этого блока. Задуманные как антироссийские, эти меры на самом деле ударяют по интересам всего региона. Вполне очевидно, что невозможно решать общеарктические про- блемы без участия страны, на которую приходится примерно половина побережья Северного Ледовитого океана, около 70% населения и валового регионального продукта мирового Заполярья. А в числе этих проблем и столь идеологически важ- ные для Запада климатические изменения, борьба с загрязнением океана, разви- тие коренных народов, не говоря уже о глобальной стабильности и безопасности. Неслучайно серьезную озабоченность прекращением контактов с россиянами вы- ражают и зарубежные ученые-североведы, и представители коренного населения, причем не только саамы, но и, казалось бы, менее вовлеченные в это общение североамериканские индейцы племени гвичинов [5]). К сожалению, арктическая проблематика вновь, как в годы холодной войны, подчинена интересам глобаль- ного противостояния, главные понятия которого — сферы интересов, «границы на замке», милитаризация. В новой редакции Национальной стратегии США для Арктического региона, принятой в октябре 2022 г., четко указано, что линия страны в Арктическом со- вете будет осуществляться «в русле более широкой политики США в отношении России». При этом в свете событий на Украине Белый дом расценивает межправи- тельственное сотрудничество с Россией по Арктике как невозможное, хотя и допу- скает его частичное возобновление в ближайшем десятилетии «при соблюдении определенных условий» [6]. Для Российской Федерации, включая ее Арктическую зону (АЗРФ), это в практиче- ском плане означает консервацию текущего уровня практического сотрудничества с Западом, особенно в торгово-экономической, финансовой, технологической сферах. Отдельные, важные для внешнего мира, смягчения режима возможны — например, частичное возобновление международных расчетов и авиаперелетов между Россией и Западной Европой, гуманитарные контакты — но в целом санкци- онный пейзаж останется в лучшем случае неизменным на длительный период, намного превышающий срок службы российских производственных мощностей нынешнего и следующего поколений. Насущно необходимую стране модерниза- цию придется проводить в условиях невиданных внешних ограничений. Выделим в связи с этим три комплексные проблемы. Первая, вполне очевидная — уже вовсю идущая перекройка мирового энергетиче- ского рынка, на котором АЗРФ очень широко представлена в настоящем и потен- циально еще более — в будущем, с учетом смещения топливно-энергетического комплекса на Север. Именно там реализуются многие инвестиционные проекты, определяющие перспективы отрасли — «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2», Ямальский мегапроект «Газпрома», «Восток Ойл», «Северная звезда» и др. Запад будет и далее форсированно снижать зависимость от импорта российских (прежде всего, западносибирских) нефти и газа, руководствуясь стремлением не только финансово наказать Россию, но и повысить собственную энергобезопас- ность в условиях, когда каждая из сторон откровенно рассматривает другую в Задуманные как антироссийские, эти меры на самом деле ударяют по интересам всего региона Белый дом расце- нивает межпра- вительственное сотрудничество с Россией по Аркти- ке как невозмож- ное Последствия для российской Арктики Насущно необ- ходимую стране модернизацию придется прово- дить в условиях невиданных внеш- них ограничений

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz