Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.

36 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №3 (11) 2022 Н ынешний конфликт между Россией и Западом, разгоревшись сначала на юго-востоке Европы, породил воистину глобальные эффекты, негативно сказываясь на самых отдаленных регионах. Этой участи, к нашему искреннему сожалению, не избежала и Арктика — район непосредственного соприкосновения интересов России и семи государств Северной Европы и Северной Америки. За считанные месяцы страны Запада в общей сложности установили против Рос- сии около 10 тысяч санкций, выведя нашу страну в абсолютные рекордсмены по данному показателю. Причем процесс далеко не окончен, его дальнейший ход бу- дет во многом зависеть от развития общемировой обстановки. Поэтому на данной стадии, отвлекшись от текущей политической конъюнктуры, ограничимся кратки- ми соображениями о тенденциях средне- и долгосрочного характера, которые уже представляются вполне сформировавшимися. П режде всего заметим, что даже скоропалительно установленные санкции сра- зу «начинают жить своей жизнью» — обрастают контролирующими инстанци- ями, отчетностью, правоприменительной практикой и в результате имеют тенден- цию приобретать характер долгой хронической болезни. К тому есть причины как процедурные, включая бюрократическую инерцию, так и политические. Так, если санкции введены голосованием (в национальном ли парламенте, в международ- ной организации), то для их отмены тоже необходимо собрать соответствующее большинство голосов, что, в свою очередь, потребует кардинального изменения имиджа России в глазах не только самих политиков, но и их избирателей. А среди них имеются влиятельные силы, как негативно настроенные в отношении России (причем поток беженцев из Украины будет придавать им дополнительный им- пульс), так и корыстно заинтересованные в санкциях — например, отдавать Рос- сии замороженные 300 млрд долл. ее золотовалютных резервов никто по доброй воле явно не собирается. В этом смысле любому политику куда проще и безопас- нее продлевать санкционный режим, чем «вызывать на себя огонь», инициируя его прекращение. Даже если представить, что Россия вдруг приняла бы все условия Запада, то от- мена каждой санкции все равно растянулась бы на длительный период, проходя через горнило жесткой идеологической борьбы и обрастая множеством дополни- тельных условий (дожимать, так по максимуму). Невольно вспоминается пресло- вутая поправка Джексона-Вэника 1974 г., на десятилетия пережившая и свой повод — проблему эмиграции из СССР, и саму страну [1, 2]. Единственным исключением стали бы те сравнительно немногие санкции, которые существенно ударяют по интересам самих инициаторов санкций — но в этой области, как мы могли убе- диться за эти месяцы, Запад при необходимости и сейчас прагматично делает для себя «терапевтические исключения». Арктика в 2014-2022 гг. страдала преимущественно от ограничений общего характера, находясь на периферии событий. Нам известен лишь один пример конкретно «региональных» санкций — запрет США, ЕС и Норвегии на поставку в Россию оборудования и услуг для арктического и глубоководного бурения. На сей раз, напротив, Крайний Север, с учетом его большой значимости для российской внутренней и внешней политики, стал предметом пристального внимания [3]. Ми- нистры иностранных дел стран Запада — семи из восьми Постоянных членов Ар- ктического совета (АС) — 3 марта 2022 г. «поставили на паузу» участие в работе АС, где в 2021-2023 гг. председательствует Россия. После некоторого раздумья (прежде всего, о целесообразности создания новой, сугубо западной, организации) они же 8 июня заявили об «ограниченном возобновлении» своей работы в рамках АС, но только по ранее начатым проектам, в которых наша страна не участвовала [4]. Санкции — это надолго Даже если предста- вить, что Россия вдруг приняла бы все условия Запа- да, то отмена ка- ждой санкции все равно растянулась бы на длительный период

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz