Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.

24 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №3 (11) 2022 1. состояния и загрязнения окружающей среды; 2. атмосферного воздуха; 3. радиационной обстановки на территории; 4. земель; 5. объектов животного мира; 6. лесопатологического; 7. воспроизводства лесов; 8. состояния недр; 9. водных объектов; 10. водных биологических ресурсов; 11. внутренних морских вод и территориального моря; 12. исключительной экономической зоны Российской Федерации; 13. континентального шельфа Российской Федерации; 14. государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал; 15. охотничьих ресурсов и среды их обитания. Отдельно стоит выделить государственный мониторинг земель, направленный на отслеживание 49 негативных процессов, таких как: водная эрозия (слабая, средняя, сильная), линейная эрозия (слабая, средняя, сильная), переувлажнение (слабое, среднее, сильное), подтопление (слабое, среднее, сильное), заболачива- ние (слабое, среднее, сильное), затопление (слабое, среднее, сильное), захлам- ление, радиоактивное загрязнение, загрязнение нефтью и нефтепродуктами (среднее, сильное),обвально-осыпные и оползневые процессы (слабые, средние, сильные), абразия (слабая, средняя, сильная), нарушенные земли при наземном строительстве, при гидротехническом строительстве, при недропользовании, при промышленном лесопользовании, сельскохозяйственном освоении, при прове- дении геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных и иных работ, при складировании и захоронении промышленных отходов. Кроме вышеперечисленных систем и подсистем государственного мониторинга, нельзя списывать со счетов данные мониторинга субъектов АЗРФ, профильных ведомств, крупных хозяйствующих субъектов АЗРФ, а также научные данные мо- ниторинга Российской Арктики. К ак правило, экологические катастрофы просходят там, где темпы научного обеспечения уступают темпам освоения. Очевидно, что приоритетность науч- ного подхода при освоении АЗРФ в настоящее время может обеспечить не только эффективное управление территориями, но и устойчивое сбалансированное раз- витие с учетом экологических, экономических и социальных факторов. Простран- ственная основа системы мониторинга АЗРФ может стать базисом для управления устойчивым развитием инфраструктуры. Такой подход позволит проводить науч- ные исследования для поиска социо-эколого-экономического баланса с привязкой к пространственным и иным данным. Заключение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz