Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.

23 Экология и устойчивое развитие ном уровне, когда крупные компании инвестируют в создание пространственного базиса для эффективного управления своими ресурсами. В АЗРФ такой базис создают добываю- щие компании, строительные, логистические, энергетические и управляющие компании. Помимо традиционных видов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) с самолетов и спутников для ДЗЗ привлекаются беспилотники, съемка с которых позволяет создавать высокоточные трехмерные модели объектов инфраструкту- ры, топографические планы крупных масштабов, магнитометрические карты и др. Данные космической съемки показывают актуальность инструментов космическо- го ДЗЗ в тех случаях, когда необходимо получить данные на большие площади, при этом сверхвысокая точность не требуется. Конечно, мониторинг для оценки состояния вечной мерзлоты требует не только технологий получения данных, но и хранения, обработки, анализа и распреде- ления информации в рамках единой системы — банка данных. При проведении мониторинга вечной мерзлоты, помимо ДЗЗ, зачастую применяются данные на- земных стационарных и полевых исследований. Мониторинг может быть организован на различных этапах жизненного цикла объекта инфраструктуры для обеспечения устойчивого развития территории. Он предполагает регулярное получение информации для возможности сравнения фактической ситуации с исходной. Систематический и комплексный мониторинг может стать основой для устойчивого развития инфраструктуры АЗРФ и позволит принимать верные управленческие решения с учетом динамики изменения. Проблема отсутствия регулярного мониторинга АЗРФ была обозначена в докла- де «Вечная мерзлота как ключевой определяющий фактор развития Арктики» министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2021 году [16]. В частности, в нем сообщалось, что почти не ведутся работы по мерзлотной направленности, нет целевых программ, никто не изучает опыт строительства и эксплуатации градостроительных агломераций в Арктике, а данные инженерных изысканий считаются коммерческой тайной. В то же время в Российской Арктике Институтом геоэкологии РАН совместно с Росавтодором создается система мони- торинга участков федеральных дорог, которые проходят по территориям северных регионов с многолетнемерзлыми грунтами. Это может помочь процессу прогнози- рования оттаивания грунта, а также состоянию дорожного полотна в будущем. О своение Арктики связано, прежде всего, с созданием объектов инфраструкту- ры для обеспечения приемлемых условий для проживания, ведения эконо- мической деятельности при обеспечении необходимого уровня экологической безопасности. Экономическое благополучие граждан России зависит в том числе от поставок биоресурсов, а также полезных ископаемых АЗРФ: углеводороды, металлы, минералы и др. Поэтому разработка арктических ресурсов крайне акту- альна для России. В то же время экологические и социальные проблемы зачастую возникают по причине несбалансированного потребления природных ресурсов. Повреждение инфраструктуры и инженерных сооружений в районах вечной мерзлоты часто связано с наблюдаемым повышением температуры воздуха. Однако в этих отчетах не показано подробно, как изменение температуры воздуха может повлиять на толщину активного слоя и температуру вечной мерзлоты на конкретных участках и для конкретных сооружений в Арктике. В России, как в США, существует государственный мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг). Он представляет собой сложную систему наблюдений. Единая система государственного экологического мониторинга в России включает в себя 15 подсистем [17]: Системы мони- торинга в России Мониторинг требует не только технологий полу- чения данных, но и хранения, об- работки, анализа и распределения информации в рамках единой системы — банка данных.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz