Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.

20 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №3 (11) 2022 Востребованность мониторинга с помощью беспилотных авиационных систем (далее — БАС) подтверждается многочисленными закупками для нужд мониторин- га и патрулирования объектов добывающей и транспортной инфраструктуры. Мо- ниторинг выполняется на объектах Норникеля, Газпром-Нефти, Роснефти, Лукойла и др. Примечательно, что в отчетах об устойчивом развитии, например, группы «Лукойл» (2020-2021 гг.), БАС приводятся как неотъемлемый инструмент по обна- ружению чрезвычайных происшествий и оперативного принятия мер по локали- зации таких техногенных аварий, а также для регулярного мониторинга объектов ТЭК [12]. Пример данных мониторинга нефтепровода в 2016 году ГК «Беспилотные системы» приведен на рис. 5. БАС применяются для мониторинга устойчивого развития инфраструктуры АЗРФ регулярно, приведем отдельные уникальные проекты в таблице 1. Таблица. 1 БАС для мониторинга объектов иинфраструктуры в АЗРФ (по результа- там исследования авторов) Дата/ период Территория АЗРФ Исполнитель Задача мониторинга 1 2014 СМП ООО «ЦСТ» Мониторинг портовой инфраструктуры СМП 2 2015 Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова и Земля Франца-Иосифа НК «Роснефть», ООО «Финко» Аэросъемка айсбергов и торосистых образо- ваний 3 2015 Остров Белый ООО «Геоскан» Беспилотники «Ге- оскан» с успехом ис- пользовались во время экологической экспе- диции на остров Белый в Карском море. БВС были задействованы для поиска загрязнен- ных участков острова, а также для 3D-модели- рования РИС. 5. ДАННЫЕ МОНИТОРИНГА РАЗЛИВА НЕФТИ, БАС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz