Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.
18 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №3 (11) 2022 • создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отече- ственных разработок; • внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государ- ственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индиви- дуальных предпринимателей [10]. Таким образом, приоритетным становится обеспечение актуальной и современ- ной картографической и геодезической основы для эффективного решения стра- тегических задач социально-эколого-экономического развития АЗРФ по данным динамических изменений и результатам мониторинга. При анализе мирового и российского опыта мониторинга объектов инфраструк- туры в Арктике можно отметить возрастающий интерес к беспилотным авиацион- ным технологиям, которые позволяют получать данные о подстилающей поверх- ности оперативно, над районами, над которыми невозможно получить данные из-за облачности из космоса, или там, где требуются высокоточные данные. Так, в США используется целый флот специализированных беспилотных воздушных судов (далее БВС), а также надводных беспилотников для мониторинга окружа- ющей среды в Арктике [11]. Один из первых БВС, который выполнял и задачи мониторинга с целью оценки опасных метеоявлений для американского агентства NOAA (Национальное управление океанических и атмосферных исследований), стал Global Hawk, который, помимо задач разведки в СЛО, например, с помощью сбрасываемых зондов анализировал параметры атмосферы (см. рис. 1) [12]. В России была доказана эффективность применения БВС в районе Северного полюса для целей мониторинга 2017 году, когда первыми в мире в рамках высоко- широтной арктической экспедиции «Барнео», организованной Экспедиционным центром Русского географического общества и при участии ГК «Беспилотные системы», ФГУП «ГосНИИАС» и ООО «Фирма «НИТА», была апробирована техно- логия автоматического зависимого наблюдения-вещания (АЗН-В) отечественного производства, которая позволила выполнять полеты пилотируемой и беспилот- ной авиации в едином воздушном пространстве в районе Северного полюса (см. рис. 2). Кроме того, были предложены методы ледовой разведки с БВС для поиска подходящей льдины в целях организации взлетно-посадочной полосы ледового РИС. 1. СБРОС МЕТЕОЗОНДОВ С БВС GLOBAL HAWK В РАЙОНЕ АЛЯСКИ [12]
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz