Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.
17 Экология и устойчивое развитие В Арктике, как и в космическом про- странстве, нет пра- ва на ошибку — в условиях сурового климата и хруп- кой природной экосистемы любая погрешность или неточность может привести к техно- генной аварии или даже катастрофе Так, например, по данным дистанционного зондирования (далее — ДДЗ) мож- но выявить разрушение береговой линии Северного Ледовитого океана (далее — СЛО), деградацию пород, оценить целостность инфраструктурных объектов, включая нефтяные скважины, трубопроводы и др. [1]. Факты обнаружения чрез- вычайных ситуаций (ЧС) и отклонений сценариев устойчивого развития объектов инфраструктуры в АЗРФ не должны быть случайными, а являться результатом работы комплексной системы анализа и мониторинга пространственных данных. Конечно, мониторинг по данным ДЗЗ не заменит данные наблюдений полярных станций по гляциологическому, геофизическому, метеорологическому, геомаг- нитному, гидрологическому, сейсмическому и др. наблюдениям, однако позволит точнее разместить такие данные на высокоточную картографическую простран- ственную основу, наглядно провести интерполяцию значений многолетних наблюдений. Так, например, в марте 2022 года был представлен отечественный «арктический» сервис, основанный на мониторинге по ДЗЗ оптических и радиолокационных спектральных диапазонов космических аппаратов Госкорпорации «Роскосмос» [2], а уже в октябре 2022 года было предложено интегрированное решение по дистан- ционному зондированию Земли со спутников и беспилотных воздушных судов [3]. С огласно Третьему Оценочному докладу Росгидромета 2022 года [4], а также докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК, англ. Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC) 2022 года [5], самые высокие показатели изменений климата в пределах 0,4-0,5 град отмечаются в Российской Арктике. В Арктике, как и в космическом пространстве, нет права на ошибку — в условиях сурового климата и хрупкой природной экосистемы любая погрешность или неточность может привести к техногенной аварии или даже катастрофе. Именно поэтому ДЗЗ пилотируемыми и беспилотными воздушными судами или спутниками — важнейшая технология, которая позволяет рациональ- но управлять территорией и реагировать на новые вызовы. Как правило, арктические объекты инфраструктуры возведены в промышленных районах, с транспортной доступностью, или при необходимости обеспечения за- дач государственной безопасности. Стратегическое значение Арктики для России закреплено в государственных программах и законах, подзаконных нормативных актах, а реализация запланированных мероприятий призвана улучшить качество жизни людей, гарантировать комфорт и безопасность их проживания в АЗРФ (при сохранении природных экосистем) [6, 7, 8]. Текущее законодательство до 2022 года не предполагало проведение комплексно- го мониторинга окружающей среды в целом и комплексного мониторинга АЗРФ в частности, что не позволило интегрировать в одну систему данные ДЗЗ различных ведомств, что негативно повлияло на возможности поддержания устойчивого развития макрорегиона. В 2022 году в национальном проекте «Экология» был утвержден федеральный про- ект «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды» [9]. Теперь в целях реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» необходимо обеспечить к 2024 году решение следующих задач: • создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработ- ки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок; Риски, связан- ные с обеспече- нием устойчи- вого развития инфраструктуры АЗРФ Для оценки про- блем устойчивого развития АЗРФ проводятся мно- голетние наблю- дения наземными методами, а также дистанционное зондирование Земли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz