Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.

132 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №3 (11) 2022 интерес вызывает распространенный за последние годы процесс реконструкции аутентичных предметов исторического наследия. Сам по себе праздник ысыах, став- ший национальным символом региона и самым масштабным культурным событием Дальневосточного федерального округа, является по сути реконструкцией празднова- ния середины конца XIX века с сохранением особенностей культового церемониала и внешнего вида участников. Вместе с тем процесс реконструкции внедряется также в иные составляющие национальной культуры. За последние годы в рамках проекта «Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира» [8] специалистами изобразительного искусства проведена кропотливая работа по каталогизации предметов быта и традиционного костюма ХVII – начала ХХ веков (не только якутской культуры, но также других коренных народов Севера, являющихся в настоящее время малочисленными: эвенов, эвенков, юкаги- ров, чукчей, долган, русских старожилов). В рамках научного проекта пока что издано два объемных тома энциклопедического характера о коллекциях, сохранившихся в музейных фондах США и Германии. Так, например, была сфотографирована, описана и охарактеризована одежда якутской знати и других слоев общества ХVII века, что стало фактически пособием для создания костюмов при производстве национального кинопроекта «Тыгын Дархан» (реж. Никита Аржаков, 2020) о легендарном предводи- теле якутского народа. Под руководством главного художника по костюмам Дарии Дмитриевой трудилось свыше 100 специалистов. Все костюмы и обувь выполнялись по традиционным технологиям, вручную и с использованием натуральных материа- лов (мех, кожа, замша, нити из сухожилий и т. д.). Правда, металл в воинских доспехах был заменен на его имитацию, что существенно облегчило участь актеров. Всего во время работы над кинопроектом было создано свыше 3,5 тысяч костюмов для массов- ки общей численностью свыше 10 тысяч человек. После премьеры фильма особо ценные работы (одежда и аксессуары главных героев кинокартины) были переданы в музейные фонды региона, часть — подведомственным организациям Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) и районным администрациям, а также соорганизаторам, которые помогали органи- зовать съемочный процесс. На этом история использования костюмерного фонда исторической кинокартины не заканчивается. В регионе активно снимаются фильмы, в том числе популярные кинокомедии, такие как «Бүгүн-былыр» (Настоящее-прошлое, реж. Александр Лукин, 2022) и «Бүгүн-былыр-2» (выпуск планируется в марте 2023 года), создаются новые массовые представления с использованием этих костюмов, а также реквизита и декораций (было построено свыше 200 сооружений), то есть они служат развитию креативных индустрий, задействованы в создании дополнительного эконо- мического эффекта, который возможно вычислить и арифметически. Подобное использование реконструкций культурного наследия является если не уникальным, то по крайней мере крайне ценным в масштабах всей страны. Еще один пример взаимодействия культурных традиций и креативных индустрий выражается в реконструкции объектов, имеющих признаки культурного наследия, которая стано- вится возможной в результате работы над креативными проектами. В частности, при производстве кинокартины «Не хороните меня без Ивана» (премьера запланирована на 2023 год), получившей федеральное софинансирование, была реконструирована усадьба русского и советского живописца, основоположника якутского профессио- нального изобразительного искусства Ивана Васильевича Попова. Внутри строений (юрта-балаган, башня и хозяйственные постройки) были воссозданы интерьеры и детальная атрибуция, характерные для того периода времени. Конечно, эти объекты стали съемочной площадкой и были восстановлены в том числе и потому, что они не включены в реестр памятников культурного наследия, в противном случае процесс был бы существенно затруднен в силу особых требований к данным видам работ. В частности, данная усадьба была реконструирована в 2002 году, поэтому считает- ся «новоделом», но она находится на территории музейного комплекса и является Особый интерес вызывает распро- страненный за последние годы процесс рекон- струкции аутен- тичных предметов исторического наследия В рамках проекта «Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира» проведена кро- потливая работа по каталогизации предметов быта и традиционного костюма ХVII – на- чала ХХ веков

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz