Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №3.

130 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №3 (11) 2022 Левочкин В.В. кандидат культурологии, первый заме- ститель министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) ― slavaaif@mail.ru Levochkin V.V. PhD in Culture Studies, First Deputy Minister of Culture and Spiritual Development of the Republic of Sakha (Yakutia) ― slavaaif@mail.ru К онцепт креативных индустрий за последние годы получил подробное уточнение в нормативно-правовом пространстве современной России. При этом он определя- ется шире, чем просто производство, основанное на использовании интеллектуаль- ной собственности, что позволяет адаптировать проявления креативного сектора к актуальной культурной среде и конкретным запросам общества. Так, в соответствии с утвержденной в 2021 году Правительством Российской Фе- дерации концепцией развития творческих (креативных) индустрий [1], это сферы деятельности, в которых в процессе творческой, культурной активности и распоряже- ния интеллектуальной собственностью производятся товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества. То есть на отече- ственного производителя креативного сектора возлагается также моральная ответ- ственность за воспитание потребителя. Стоит отметить, что это требование не свой- ственно для дискурса о этом понятии, имеющем истоки в англоязычной либеральной среде, в которой одной из важнейших особенностей креативного класса обозначает- ся толерантность — как терпимость ко всем проявлениям индивидуализма [2]. В концепции развития творческих (креативных) индустрий также указано, что к числу творческих (или креативных) индустрий относят в том числе индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия. К таким можно отнести народ- но-художественные промыслы и ремесла, а также музейную деятельность. То есть изначально противопоставляемые понятия «креативные индустрии» и «культурное наследие» получают вполне легитимный канал коммуницирования для своих носите- лей, при этом наследие, конечно, выступает в качестве первоосновы, исходника для клиширования утилитарных вариаций. Официальное признание этой взаимосвязи позволяет преломить маргинализацию креативного сектора, часто наблюдаемую в культурных монархиях. Собственно, навязываемый извне курс на коммерциализа- цию культурной сферы с учетом последних политических изменений и социальных реалий приобретает в России все более индивидуализированный маршрут развития, продолжая линию глокализации в противовес угрозам культурной глобализации. В регионах России, в частности в национальных, складывается практика переосмыс- ления материальных и духовных ценностей, созданных в прошлом, в сторону рас- крытия их коммерческого потенциала. Хотя сами объекты наследия априори не могут подвергаться приватизации, их изображения, записи и цифровые копии, символы и описывающие их тексты становятся предметом купли и продажи, маркетинговых технологий и средством получения прибыли через промышленное воспроизводство. В этом отношении то, что происходит в Республике Саха (Якутия), ставшей лидером На отечественно- го производителя креативного сек- тора возлагается также моральная ответственность за воспитание потре- бителя Введение Курс на креатив- ную экономику

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz