Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №2.
81 Экология и устойчивое развитие Экологический мониторинг Р азвитие комплексной системы экологического мониторинга потребует значи- тельного финансирования из-за сложной логистической доступности и суро- вых условий климата. Для этого понадобится использование лучших доступных технологий, привлечение значительного числа специализированных кадров и международных компаний, заинтересованных как в использовании СМП, так и в сохранении естественных арктических экосистем. Мероприятия по созданию сети мониторинга состояния окружающей среды потребуют также тщательной коорди- нации и глубокой проработки планов реконструкции сети станций Росгидромета для максимальной репрезентативности результатов. Одной из приоритетных задач развития СМП должно быть обеспечение безопас- ности экосистем. Развитие СМП обеспечивает строительство портов, разработку месторождений полезных ископаемых, в том числе на дне арктических морей, приводит к развитию инфраструктуры энергетики и социальных объектов. Арктика является стратегически важным регионом России, использование её ре- сурсов обеспечивает национальные интересы. Для сохранения природной среды Арктики и обеспечения экономического развития России требуются всеобъемлю- щие данные, в том числе о текущем состоянии экосистем Арктики и тенденциях их изменения. Необходима разработка инструментов контроля антропогенного влияния на экосистемы арктических морей. Гибко реагирующий на меняющуюся ситуацию подход к организации и проведению мониторинга состояния окружа- ющей среды сможет привести к более регулярному и своевременному анализу загрязнений. Такие мероприятия способны повысить конкурентоспособность СМП и привлекут к его развитию ряд международных компаний и организаций. Повышение инвестиционной привлекательности СМП не только как оптималь- ного маршрута для внутренних грузоперевозок, но и как конкурентоспособной транзитной артерии повлечёт за собой ряд требований к обеспечению не только безопасности мореплавания, но и к сохранению экосистем акваторий СМП. Такие крупные компании, как Nike, немецкая компания Hapag-Lloyd, французская CMA CGM, а также H&M, Gap и Columbia отказываются использовать СМП для своих грузоперевозок. Организация по защите окружающей среды Ocean Conservancy, к которой присоединились вышеуказанные компании, активно высказывает не- гативное отношение к морским грузоперевозкам в Северном Ледовитом океане, аргументируя это повышенными рисками загрязнения и без того уязвимых аркти- ческих экосистем. Вследствие этого конкурентоспособность СМП падает. Для повышения конкурен- тоспособности СМП необходимо аргументированное подтверждение безопасно- сти интенсивного мореплавания по СМП для морских экосистем. Крупные энергетические компании играют значительную роль в достижении це- лей устойчивого развития, в том числе за счёт технологий получения электроэнер- гии из возобновляемых и альтернативных источников энергии, развития низкоу- глеродной энергетики. Крупные государственные корпорации могут реализовать возможности, которые открываются в рамках ESG-повестки [4]. 2 июля 2021 года Президент России Владимир Путин подписал закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», в котором идёт речь о введении угле- родной отчётности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и об ограничении выбросов парниковых газов [5]. Закон предусматривает введение поэтапной модели регулирования таких выбросов и обязательную углеродную отчётность. Под регулирование подпадут крупнейшие эмитенты выбросов пар- никовых газов, масса которых эквивалентна 150 тыс. тонн углекислого газа в год и более за период до 1 января 2024 года. Отчитываться таким компаниям нужно будет с 1 января 2023 года. Те, кто вырабатывает 50 тыс. тонн углекислого газа в Одной из прио- ритетных задач развития Северно- го морского пути должно быть обе- спечение безопас- ности экосистем Необходима раз- работка инстру- ментов контроля антропогенного влияния на экоси- стемы арктических морей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz