Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №2.
80 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №2 (10) 2022 водов. Компьютерное моделирование морских транспортных ситуаций показыва- ет наличие риска аварийных ситуаций с судами вследствие сжатий дрейфующих льдов. Сравнительный анализ 650 аварийных случаев с судами, выполненный по данным публикаций за 1998–2012 гг. для различных водных бассейнов России. По данным Southampton Solent University, около половины всех катастроф c суда- ми заканчивается затоплением судна, что неизбежно приводит к выбросу нефте- продуктов и загрязнению окружающей среды. Загрязнение морской среды может происходить при появлении в корпусе судна пробоины, пожаре на судне, посадке на мель, операционных разливах. Согласно данным ITOPF (International Tanker Owners Pollution Federation) за 33 года (1974–2007 гг.), частота крупных разливов нефти в последние годы значительно уменьшилась. Однако в условиях СМП вероятность аварий с разливами углеводородов может быть существенно выше, поэтому эколо- гический ущерб для морских экосистем может быть весьма значителен. Ущерб от разливов нефти в условиях акваторий СМП существенен потому, что сбор нефти и нефтепродуктов затрудняется наличием ледяного покрова. Осо- бую проблему создают разливы, находящиеся далеко от аварийно-спасательных центров, в условиях сплочённых и сплошных льдов, разливы в канале, на по- верхности ледяного покрова и под ним. Поэтому при обеспечении безопасности мореходства на трассах СМП необходимо учитывать сложность локализации и ликвидации разливов нефти. Самым эффективным способом ликвидации аварий- ного разлива в условиях наличия ледяного покрова является сбор нефти с помо- щью промышленного скиммера и ледокола, так как использование огнестойких боновых заграждений, механический метод ликвидации разлива нефти и метод её выжигания не применимы в этих условиях. Законодательство РФ по данному вопросу включает в себя около 40 правовых актов. Оно обязывает все организации, чья деятельность связана с разведкой месторождений и добычей нефти, переработкой, транспортировкой, хранением и использованием нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей исключитель- ной экономической зоне РФ, разрабатывать «План предупреждения и ликвида- ции разливов нефти и нефтепродуктов» (План ПЛРН). Эти документы определяют принципы формирования локальных, региональных и федеральных планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвида- ции, в зависимости от объёмов разлива. В качестве наглядного примера приведем взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon, который произошёл 20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе. Последо- вавший после аварии разлив нефти стал крупнейшим в истории США и превратил аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. Через повреждения труб в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч кв. км. После взрыва на платформе начался пожар, который без- успешно пытались потушить с пожарных судов, при этом столб дыма поднимался на высоту 3 км. Пожар длился 36 часов, сама нефтяная платформа затонула. В результате разлива нефти было загрязнено 1770 километров побережья, было со- брано 6814 мёртвых животных, в том числе 6104 птицы, 609 морских черепах, 100 дельфинов и других млекопитающих. Нефтяная отрасль понесла серьёзные эконо- мические потери. После аварии на полгода был введён мораторий на бурение, что привело к потере 13 000 рабочих мест и не выплаченным зарплатам на сумму 800 млн долларов США. Было открыто большое количество судебных процессов. Вследствие суро- вых климатиче- ских условий и наличия ледяного покрова навигация в морях СМП чре- вата риском ава- рийных ситуаций
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz