Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №2.
79 Экология и устойчивое развитие ляет компаниям открывать новые перспективы разведки или более эффективно использовать существующие инфраструктуры. Компании нефтегазового сектора отличаются масштабом — сотни подразделений, тысячи сотрудников, многие из которых задействованы на производстве и не имеют оперативного доступа к информационным системам. Всё это диктует особые требо- вания к информационным системам этой отрасли. Помимо готовых инструментов ИИ, предприятиям ТЭК РФ необходимы системы, решающие задачи проектирования и стоимостного инжиниринга. Сложность внедрения цифровых технологий заключа- ется ещё и в том, что предприятия не только должны испытать данные технологии, но и встроить их в регулярную деятельность компании, изменив при этом многие бизнес-процессы, подходы, мышление сотрудников. Сложные климатические усло- вия работы повышают потери нефти и газа, и для радикального повышения своей эффективности компании нуждаются не только в минимизации затрат — им необ- ходимы новые материалы и высокотехнологичное оборудование для дальнейших перспективных исследований и развития в выбранных направлениях деятельности. С еверный морской путь (СМП) — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательство РФ определяет его как «исторически сложившуюся национальную единую транспортную коммуникацию России в Арктике». СМП проходит по морям Северного Ледовитого океана (Кар- скому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому). Административно СМП на западе ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, а на востоке, в Беринговом проливе, — параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д. Длина Севморпути от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет чуть больше 14 тыс. км (для сравнения, через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км). Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, полезных ископаемых). Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль. Источниками загрязнения акваторий и прибрежных территорий могут служить: • атмосферный перенос загрязняющих веществ воздушными массами; • сток сибирских рек; • разведка, добыча и транспортировка нефти и газа, а также прочих природных ресурсов; • судовые отходы и балластные воды; • накопленный экологический ущерб, включая объекты военной и хозяйственной деятельности в Арктике, огромное количество металлолома, оставленная техника, отработанные судовые атомные реакторы и контейнеры с радиоактивными отхо- дами на морском дне; • активная постройка портов и терминалов. Проблемой является возможность аварийных разливов нефти и сжиженного газа при их морских перевозках наливными судами и разрывах подводных трубопро- Помимо готовых инструментов ИИ, предприятиям ТЭК РФ необхо- димы системы, решающие задачи проектирования и стоимостного инжиниринга СМП — плюсы и минусы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz