Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №2.
38 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №2 (10) 2022 для производства электроэнергии активно используются дизельные генераторы, или в городах с устаревшей системой отопления или устаревшим парком автомо- билей и автобусов, чёрный углерод вносит вклад в проблемы со здоровьем в фор- ме локального загрязнения воздуха. Кроме того, подверженность содержащимся в воздухе твёрдым частицам, выбрасываемым при открытом сжигании биомассы, является серьёзной проблемой для здоровья людей в глобальном масштабе. Странами-участниками Арктического совета разработаны сценарии, показываю- щие, что глобальные антропогенные выбросы чёрного углерода могут быть к 2030 году снижены на 70 % по сравнению с уровнем 2010 года, при условии применения полного потенциала существующих сегодня технологий (НДТ). При применении полного потенциала технологий только в странах-участниках Арктического совета соответствующее снижение выбросов будет около 15 % [5, 9]. Для Арктических регионов важно разработать меры борьбы с чёрным углеродом при сжигании попутного нефтяного газа в факелах при добыче нефти. Меры по снижению выбросов описываются в семи категориях наилучших доступных ме- тодов, экономически достижимых (BATEA), и могут рассматриваться как особенно актуальные для технико-экономических проектов в Арктике. Образование чёрного углерода происходит в момент горения газовых факелов. В дополнение к парниковым газам (например, CH4 и CO2), все факелы попутных нефтяных газов (ПНГ) выбрасывают ЧУ, однако его образование представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов — образования, роста и разрушения частиц — которые до сих пор не до конца изучены. Количество ЧУ, об- разующихся при факельном сжигании, по-видимому, зависит от ряда физических и химических факторов, на которые можно повлиять технологическими усовер- шенствованиями. За последнее десятилетие было проведено несколько исследований, устанавли- вающих взаимосвязь между сжиганием ПНГ и эмиссией ЧУ из факельных труб и дымовых труб. Опубликованные коэффициенты выбросов ЧУ, описывающие коли- чество ЧУ, производимого на количество (объём) сжигаемого газа, значительно различаются, что лишний раз подчеркивает недоисследованный характер этого процесса. Большой диапазон коэффициентов выбросов может быть объяснён из- начальной изменчивостью изученных факелов (т. е. различными составами газа, технологиями сжигания и т. д.), но, вероятно, также и различными применяемыми подходами к измерениям, которые ещё предстоит стандартизировать. Наилучшие доступные и экономически целесообразные технологии снижения объёмов сжи- гания попутных нефтяных газов включают: максимальное использование ПНГ в местах добычи для производства электричества и тепла; ре-инжекция ПНГ обрат- но в пласт для поднятия в нём давления; транспортировка ПНГ по газопроводам, а также, в сжатом или в сжиженном виде к удалённым потребителям; оптимизация процесса сжигания с исключением образования сажистых частиц (чёрного угле- рода), и т. д. [5]. Образование чёрного углерода при сжигании ПНГ оценивается в весьма широких пределах, от 2.10-4 до 1.10-3 г ЧУ на 1 кг сжигаемого ПНГ [4]. Опираясь на этот показатель, авторы делают вывод, что сжигание в Арктике ПНГ даёт около 1,6 % ЧУ от всех сжигаемых здесь видов топлива. В последние годы в Арктическом регионе наблюдаются всё более экстремальные пожарные сезоны. Пожары в северных высоких широтах обусловлены текущими и будущими изменениями климата, молниями, состоянием древесины и деятельно- стью человека. В этом контексте концептуализация и параметризация текущего и будущих режимов пожаров в Арктике будут иметь важное значение для пожарной охраны и управления земельными и лесными ресурсами, а также для понимания текущих и прогнозирования будущих пожарных выбросов чёрного углерода [6].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz