Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №2.

11 Государственная политика в Арктике региона: Воркутинское месторождение отработает запасы уже в конце 30-х годов. Кроме того, в рабочем состоянии лишь центральные шахты, из которых останется лишь одна — Воргашорская. Все мы понимаем, что город не выстоит на одной шахте [9]. Моногорода нуждаются в лучших мировых практиках городской дивер- сификации. Прекрасным примером может послужить опыт дифференциации экономики Рур- ского промышленного района Германии. Рурская область в конце 1950-х начале 1960-х гг. была похожа на позднеиндустриальный советский горнопромышленный и нефтяной Север — богатый ресурсный регион на пике процесса освоения в 1970- е годы. Федеральная политика сохранения привилегий горнопромышленникам вылилась там в одну из самых затратных программ субсидий в немецкой экономи- ческой истории. И сегодня существует опасность, что российские экономические гиганты (напр. «Газпром» и «Роснефть») приведут к полной зависимости муни- ципалитетов от больших компаний. Государственная поддержка трансформации рурской экономики привела к разработке блока экономических программ в энер- гетике, производстве стали. Основной эффект принесло увеличение технологиче- ского потенциала классических отраслей и модернизация горнопромышленного комплекса. Центральным инструментом стал процесс выявления конкурентных преимуществ. С этой целью организовывались региональные конференции для обмена информацией об эволюционном потенциале конкретных территорий. Далее фокус структурной политики сместился на создание общерегиональных экономических полей компетенций — кластеров — «ядер развития компетенций», которые можно сравнить с российскими «точками роста» — Территориями опере- жающего развития [11, c. 34]. 3) Социальное программирование, подразумевающее комплексное всесторон- нее развитие городской среды, постройку жилья, создание рабочих мест, объектов культуры и спорта. Данный аспект плавно перетекает в 4-й параметр — надёж- ную градостроительную основу . Важно установить приоритетные типы жилой застройки и их расположение на карте города. Многие посёлки уже потеряли гра- достроительный потенциал, неперспективная периферия стремительно отмирает от здорового ядра. Поэтому для минимизации затрат эксперты предлагают пересе- лять жителей импактной зоны в сам город (и посёлки Воргашор и Северный). 5) Единоначалие в планировании и управлении городским хозяйством. За один только 2015 год внешний долг Воркуты составил 1,5 млрд руб. (1\4 часть от задолженностей всех муниципалитетов за жилищно-коммунальные услуги). Несо- мненно, это можно назвать серьезным сигналом о наличии технических и орга- низационных проблем функционирования единой городской системы, сопряжён- ных с избыточными затратами муниципалитета на содержание инфраструктуры, рассчитанной на куда большее число населения. Стоит обратить особое внимание и на отечественный опыт в лице моногорода Череповца, вошедшего в топ-10 лучших моногородов по версии Минэкономразви- тия [10]. Работа по диверсификации экономики города началась на заре кризиса 2008 года, показавшего необходимость создания социальной инфраструктуры и новых рабочих мест. Началась активная поддержка бизнеса — создано Агентство городского развития, входящее в реестр Минэкономразвития как один из эффек- тивных институтов поддержки. Направления поддержки бизнеса ежегодно коррек- тируются, чтобы субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые могли получить актуальный необходимый набор услуг для старта и акселерации. Большое внимание было уделено реализации концепции поддержки развития творческих и креативных индустрий, направленной не только на новые рабочие места, но и на формирование комфортной, современной среды на территории моногорода. Моногорода нуждаются в лучших мировых практиках город- ской диверсифика- ции Многие посёлки уже потеряли гра- достроительный потенциал, непер- спективная пери- ферия стремитель- но отмирает от здорового ядра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz