Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №2.

10 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №2 (10) 2022 ного значения. Компенсировать негативный эффект упадка угольной промышлен- ности и стать подспорьем в её восстановлении может стать участок магистрали от Воркуты до Северного морского пути. 2. Параметры самодостаточного моногорода. Лучшие мировые практики Выстроить план устойчивого развития поможет верная расстановка приоритетов. Как правило, градостроители выделяют 5 параметров, понимание которых откры- вает глаза на решение проблемы монопоселений: 1) Цели и задачи города. То, как и в качестве чего город будет себя позициони- ровать в течении длительного периода времени. Здесь мы несомненно рискуем ошибиться в значении поставленных приоритетов. Куда более выгодным будет постановка долгоиграющих планов вместо множества узкоформатных целей. Вне всякого сомнения, ресурсная база была, есть и будет градообразующим аспектом многих моногородов, но город нуждается и в новых инициативных проектах как регионального, так и федерального масштаба, в переосмыслении своего потен- циала на карте арктических коммуникаций. Потому необходимо обратить особое внимание на строительство новых торговых маршрутов. Катализатором развития монотерриторий станут северные транзитные коридоры. Выгодное геополитическое положение региона выражается не только в многочис- ленных месторождениях полезных ископаемых. Воркута имеет все географиче- ские предпосылки для создания крупной дорожной артерии — коридора к Север- ному морскому пути (СМП). СМП — ключевое достояние и важный козырь России на мировом экономическом рынке. Он является кратчайшим торговым маршрутом между Атлантическим и Ти- хим океанами. Таким образом, организация перестройки логистики Воркуты име- ет не только региональное, но и федеральное значение. Это создаст предпосылки к возведению кратчайших торговых маршрутов, соединяющих Северо-Западный, Центральный и Юго-Западный регионы России с СМП — с портами Обской губы, Карского, Печорского и Баренцева морей. Недавно в рамках собрания членов регионального объединения работодателей Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми предложил ряд серьёзных мер (они будут включены в рабочее предложение к Совету Федерации, которое объединит в себе ключевые проблемы логистической системы Арктиче- ской зоны РФ): в частности, активизацию магистрали от Республики Коми до порта Индига. Важно понимать, что логистические системы — лишь флагман масштаб- ных преобразований, который должен потянуть за собой остальные инфраструк- турные проекты, в которые будет вовлечено множество как малых, так и средних предприятий. Все это в комплексе обеспечит активный товарооборот через Республику, а потому помимо порта и ж/д необходимо обратить внимание и на автомобильное сообщение. Важно как можно быстрее передать на федеральный уровень строительство дороги Ухта — Нарьян-Мар и дорожного отрезка Кудымкар — Койгородок — Сыктывкар. 2) Планирование жизнедеятельности. Речь — о диверсификации бизнеса. В современных реалиях мироустройства многопрофильность города нередко обора- чивается комплексом серьёзных рисков. Мы вынуждены считаться с современны- ми процессами, связанными с цифровизацией и оптимизацией, направленными на увеличение производительности труда. Эти объективные процессы на успеш- ных предприятиях приводят к сокращению персонала. Однако экономика моного- родов должна быть направлена на создание новых рабочих мест. На заседании Госсовета Республики Коми кандидат геолого-минералогических наук Михаил Тарбаев выступил с заявлением об упадке угольного направления Катализатором развития моно- территорий станут северные транзит- ные коридоры

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz