Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №2.
114 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №2 (10) 2022 Транспорт в целом может постепенно переходить с таких видов топлива, как бензин, дизель и газ, на альтерна- тивные источники энергии Посещение туристами арктических территорий в большей степени зависит от доступности транспортной инфраструктуры. Поэтому для снижения выбросов морскими судами возможен переход от дизельных двигателей, которые работают на тяжёлом мазуте, на более экологичное биотопливо, изготовленное из расти- тельных отходов. Такое топливо использует в своих морских перевозках между- народная компания DHL, которая придерживается своей политики экологичной логистики. Транспорт в целом может постепенно переходить с таких видов топлива, как бензин, дизель и газ, на альтернативные источники энергии. Например, возможно внедрение электромобилей, но их главным минусом (помимо стоимости) явля- ется низкая работоспособность и неприспособленность к низким температурам, которые присущи арктическим территориям. Наиболее выигрышным вариантом в этом случае выступает использование водородных топливных элементов. С 2021 года ведутся разработки систем и решений на основе водородно-щелочных топливных элементов (совместно ИТ СО РАН и израильской компанией GenCell), которые как раз будут адаптированы под арктические температуры и смогут использоваться при отрицательных температурах в — 20 градусов по Цельсию [8]. В качестве общественного транспорта в города АЗРФ также могли бы быть возвра- щены трамваи и троллейбусы, работающие на электрическом токе. Наиболее важным и удобным для туристов способом перемещения в путешествиях в силу независимости от налаженности дорожных путей и наличия доступа к мор- скому пути является воздушный транспорт. В сфере гражданской авиации в каче- стве топлива может быть использован не керосин, а экологичное биотопливо. Ком- пания Boeing с 2011 года работает в этой сфере и получает выдающиеся результаты. На данный момент они используют экологичное топливо, получаемое из различных видов сырья (непищевые растения; сельскохозяйственные, лесные отходы; непере- рабатываемые бытовые отходы; газообразные отходы промышленных предприя- тий) и смешиваемое в соотношении один к одному со стандартным авиатопливом, что на 50 % снижает объёмы выбросов углекислого газа в атмосферу [9]. Перспективным для реализации в Арктике является пример с использованием гео- термальных источников в Чукотском автономном округе [10]. Реализация проекта по установке электростанции на термоминеральных источниках позволит не толь- ко извлекать энергию, но может также стать объектом туристических экскурсий и привлечь дополнительные инвестиции. Рациональным представляется также использование для снабжения туристиче- ской инфраструктуры электроэнергией такого источника, как вода. Территория континентальной суши АЗРФ составляет 4,9 млн км2, в то время как на шельфовые и внутренние моря Арктической зоны РФ приходится 4 млн км2 [11]. Так, возможна выработка энергии с помощью морских приливов, морского прибоя, движения вод (ГЭС) и использования обратного осмоса для выработки подготовленной очищенной подпиточной воды для автономных котельных и районных тепловых станций. Приливные электростанции помимо дорогостоящего возведения на выходе дают энергию стоимостью в 5 раз выше, чем традиционная [1]. Однако, чтобы компен- сировать затраты на их возведение, следует использовать эти приливные электро- станции не только для собственного производства водорода и аммиака, но и на их экспорт. Спрос на водород растёт, и в долгосрочной перспективе это не сможет не сказаться благоприятно на развитии российской экономики. Подобный проект рассматривается к реализации в Мезенском районе Архангельской области и при успешной реализации сможет стать визитной карточкой области, тем самым при- влекая туристов [12]. В сфере граждан- ской авиации в качестве топлива может быть ис- пользован не керо- син, а экологичное биотопливо Перспективным для реализации в Арктике является пример с исполь- зованием геотер- мальных источни- ков в Чукотском автономном округе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz