Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №2.

9 Государственная политика в Арктике арктические зоны преимущественно вахтовым путём. И это не случайно — раз- ница в подходе обусловлена конкуренцией рыночной и плановой экономических систем. В плоскости нашего исторического опыта градообразующее предприятие, вкупе с трудовыми лагерями, играло роль скелета, обраставшего плотью, кровью и сухожилиями из коммуникаций, логистики, поселений и полноценной городской инфраструктуры. Так и сама Воркута окружена скоплением поселений, формирую- щих «оболочку» градообразующего ядра — предприятия «Воркутауголь» — круп- ного горнодобывающего комплекса, расположенного на территории Печорского угольного бассейна. Значительная доля населения моногородов непосредственно является персоналом градообразующего ядра, или как минимум занято в прилега- ющих к нему сферах [6]. Уже к 1980-му году население Воркуты превысило отметку 100 тысяч. На пике экономического развития в городе функционировало 13 шахт, активно возводились новые жилые дома [7]. Развал СССР стал гвоздём в крышку гроба для многих городов, некогда выросших вокруг предприятий горнодобывающей промышленности. Одним из этих городов стала и Воркута. Кризис 90-х повлёк за собой упадок добывающей промышлен- ности: из 13 воркутинских шахт работать продолжают всего 4. С момента распада СССР население Воркуты сократилось более чем в два раза (-56 % за 30 лет). Эта ситуация характерна для подавляющего большинства арктических моногородов (за исключением Норильска с куда более дифференцированной экономикой и стабильным ядром в лице компании «Норникель» — прирост 2 % за последние 30 лет). Средний отток населения из моногородов АЗРФ за последние 30 лет составил 42 % [7]. Воркута — фактически «остров на континенте», находящийся в отрыве от ключе- вых логистических центров и автодорожных коммуникаций. До города добраться не так просто, с «большой землёй» его связывает лишь железная дорога и не кру- глогодичная автострада. Очевидно, что город нуждается в логистической артерии и в переосмыслении его геополитического значения в целом. Проблема логистической недостаточности проходит лезвием вдоль всего Аркти- ческого региона РФ. Протяжённость автодорог арктических регионов составляет всего 8,5 тыс. км или 0,6 % от общей протяжённости автодорожной сети России, из них твёрдое покрытие имеют 79,5 % [8, c. 42]. Более 55 % существующих в АЗРФ автомобильных дорог общего пользования не отвечают нормативным требовани- ям технико-эксплуатационного состояния. При этом темпы деградации состояния дорог местного значения в разы превышают темпы деградации дорог региональ- Воркута — факти- чески «остров на континенте», нахо- дящийся в отрыве от ключевых логи- стических центров и автодорожных коммуникаций ЗАБРОШЕННЫЙ ПОСЕЛОК РЯДОМ С ВОРКУТОЙ Развал СССР стал гвоздём в крышку гроба для многих городов, некогда выросших вокруг предприятий гор- нодобывающей промышленности Фото из архива авторов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz