Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №2.

102 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №2 (10) 2022 связи с этим при осуществлении работ с использованием портландцемента в ус- ловиях Арктики возникают значительные логистические и технические трудности, в том числе из-за значительных расстояний перевозки и достаточно короткого строительного сезона. Всё вышеизложенное является серьёзной проблемой, и поэтому для организации строительных работ в суровых условиях Арктики могут быть предложены новые материалы на основе серного вяжущего – гранулированной модифицированной серы (ГМС). Исходное сырьё для ГМС — техническая сера, которую получают при очистке при- родного газа или нефти, а также на металлургических предприятиях. В частности, значительное количество серы имеется на предприятиях ПАО «ГМК „Норильский никель”» [1]. В 2019 году был запущен «Серный проект» [2], в ходе которого было намечено организовать выпуск технической серы в объёме до 280 тысяч тонн в год. Этого объёма серы хватило бы для производства 1,9 млн тонн или 780 тысяч кубических метров серобетона. Однако в последнее время ПАО «ГМК „Норильский никель”» несколько переориентировался на организацию выпуска серной кисло- ты. Правда, с большой вероятностью те объёмы серной кислоты, которые плани- руется производить — а это потенциально более 20 % объёмов международной торговли — могут оказаться не востребованными рынком [3, 4]. Ставка на выпуск и продажу серной кислоты в условиях Норильска не просто экономически нераци- ональна, но и ставит под угрозу непрерывность производственных процессов [4]. В связи с этим представляется, что значительно эффективней было бы организо- вать выпуск технической серы с последующим производством композиционных материалов на её основе (сероасфальтобетон, серобетон), как крайне востребо- ванных в Арктическом регионе и обеспечивающих получение значительного экономического эффекта. ГМС не подвержена коррозии в процессе длительного транспортирования и хра- нения, а также обеспечивает возможность бетону, сделанному на её основе, фор- мироваться и приобретать необходимые свойства в течение нескольких часов по мере остывания. При этом следует отметить, что производство бетона на основе серного вяжущего осуществляется в процессе «горячей» технологии на оборудова- нии асфальтобетонного завода при технологических температурах 130–150 °С. Бетон на основе серного вяжущего не содержит в своём составе воду, что в конеч- ном счёте определяет его физико-механические и химические свойства. На этот материал в 2021 году разработан и введён в действие государственный стандарт ГОСТ Р 59613-2021 «Серобетонные смеси и серобетон. Технические условия». В та- блице приведены сравнительные характеристики серобетона и бетона на основе портландцемента. Кроме того, серобетон является диэлектриком, что вызвало существенный интерес у железнодорожников в связи с тем, что на электрифицированных железных дорогах наблюдается значительная электрохимическая коррозия мачт контактной сети, которую можно предотвратить как раз за счёт применения изделий из серобетона. Также имеется опыт производства железнодорожных шпал из серобетона [5]. Существует возможность использования серобетона для постройки корпусов судов вместо применяемого в настоящее время железобетона [6]. В связи с этим возможно было бы рассмотреть использование серобетона в технологических процессах строящейся судоверфи на Кольском полуострове, неподалёку от Мурманска, и в посёлке Белокаменка для создания морских платформ [7]. Эффек- тивность такого технического решения проявилась бы в высокой коррозионной устойчивости материала в морской воде и отсутствии обрастания корпуса плав- средства ракушками и микроорганизмами. Для организации строительных работ в суровых условиях Арктики могут быть пред- ложены новые материалы Ставка на выпуск и продажу серной кислоты в условиях Норильска не про- сто экономически нерациональна, но и ставит под угрозу непрерывность производственных процессов Серобетон явля- ется диэлектри- ком, что вызвало существенный интерес у железно- дорожников — на на электрифици- рованных желез- ных дорогах с его помощью можно предотвратить электрохимиче- скую коррозию мачт контактной сети

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz