Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.

87 Социальная сфера Важными чертами этнопедагогики является развитие творческих спо- собностей у детей и формирование критического мышления Они очень сильно зависели от милости природы, поэтому для многих из этих народностей до сих пор остаётся повседневной практикой «очеловечивание» природы [25, 26]. Хотя северные народы не имели большого количества знаний, но они умели наблюдать и приспосабливаться к законам природы. Этих качеств очень не хватает современному человеку. Когда к людям вернётся осознание, что они являются частью природы, и на них действуют все её законы, а также что они несут ответственность за судьбу всего живого на земле и должны строить гармо- ничные отношения с природой, только тогда будет возможно преодолеть сложив- шийся экологический кризис. Поэтому так важно с раннего возраста вести процесс экологического воспита- ния, в том числе на основе народных традиций [27]. Детям необходимо донести важность идеи дома (как малой родины, так и общего дома — Земли), всеобщей взаимосвязанности и важности труда в природоохранной деятельности. Всё это будет способствовать формированию нравственных ценностей ребёнка и поможет ему осознать свою связь с миром и место в нём. Через народное творчество дети могут познакомиться с растениями и животными. Растения фигурируют во многих пословицах и поговорках. «Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи; а кто лес сажает да сеет, тот влагу на полях имеет». Часть из них посвящена сохранению лесов в целом, другая часть — определённым видам. Также существуют и различные верования, связанные с растениями, которые в том числе также могли появляться изза целеб- ных свойств трав. Через народные верования можно рассказывать ученикам про растения, произрастающие на территории региона, их свойства, а также объяс- нять важность их сохранения и взаимосвязь растений и леса с другими природны- ми объектами и субъектами. Животные также часто фигурируют в сказках, пословицах, поговорках, загадках и подобных творениях, с помощью которых можно изучать разнообразие животно- го мира. Но ещё важнее уделять внимание тем объектам народного творчества, в которых показана взаимосвязь животных с природой и друг с другом: пищевые цепи, способы взаимодействия, среда обитания и т. д. Изучая их, нужно акценти- ровать внимание на том, что нарушение этих связей может привести к экологиче- ской катастрофе. Важными чертами этнопедагогики является развитие творческих способностей у детей и формирование критического мышления [18, 19]. Дети не просто запо- минают факты, они учатся находить взаимосвязи, сравнивать и анализировать, почему происходит то или иное явление. При реализации нашего экологопро- светительского проекта «Дети Земли» необходимо было учитывать, что дети с ОВЗ являются особой группой. «Дети с ограниченными возможностями здоровья — это детиинвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьмиинвалидами, но имеющие временные или посто- янные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания» [28]. Следует отметить, что образование детей с ОВЗ является одной из важнейших задач, указанных в государственной политике, так как оно является основной возможностью их социализации [29]. Кроме того, это самая уязвимая и обделён- ная вниманием группа населения, хотя они являются такой же частью общества и оставляют такой же экологический след. Поэтому, с точки зрения важности форми- рования экологического сознания, они ничем не отличаются от других субъектов. Между тем, в процессе экологического образования этим детям редко уделяют внимание, и проблема формирования их экологического сознания является одной из самых актуальных и острых.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz