Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.

86 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №1 (9) 2022 В культуре большинства народов, в том числе населяющих северные и арктиче- ские территории России, издревле заложено бережное отношение к природе. Люди понимали, что полностью зависят от природы, поэтому старались беречь её. Ещё за много веков до появления термина «рациональное природопользование» человек старался использовать ресурсы так, чтобы их хватало на много поколений вперёд [20]. Диалог природы и человечества вёлся беспрестанно. Многими народами, и осо- бенно северными, природа воспринималась как живое существо, которое может как помочь, так и покарать. Её уважали, и учили этому с детства. Поэтому так важ- но в процессе экологического воспитания обращаться к народным истокам [21]. Отношение к природе также является важной, если ни одной из важнейших, частей обрядовости и народного творчества. В сказках, былинах, песнях, а особен- но в пословицах и поговорках отражается тот факт, что природу обожествляли, и потому считалось, что в её деятельность нельзя вмешиваться и нарушать суще- ствующие в ней связи [22, 23]. Очень важно передать это бережное отношение и современным детям. А объекты народного творчества могут стать прекрасным средством для достижения этой цели. В последнее время к нашему народу возвращается национальная память: люди начинают вспоминать о фольклоре, народных промыслах, традициях и переос- мыслять их. Конечно же, действительность за это время сильно изменилась, поэ- тому к какимто фактам и материалам мы будем относиться как к истории, но даже в таком случае можно делать выводы касательно этичности и морали, а на этой базе уже будет возможно создавать новые традиции и объекты культуры. Прекрасным средством воспитания, особенно младших школьников, являются загадки, которые с давних времён используются как образовательный и развива- ющий инструмент. Они помогают детям узнавать новое о животном и раститель- ном мире, а также о явлениях окружающей среды. Кроме того, соревновательный момент дополнительно мотивирует учеников. А поэтичность и образность разви- вают чувство прекрасного [8, 8]. Пословицы также характеризуются образностью и красотой формулировок. При этом они несут в себе законченную мысль, поэтому будут интересны как младшим школьникам, так и подросткам. Пословицы воздействуют на чувства и помогают в формировании нравственности. Такую же роль играют и сказки, являющиеся кладезем информации, которая написана красивым образным языком. Но, самое главное, не зря говорится, что «сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»: педагог может исподволь навести детей на мысль о том, что сказка — не просто весёлая история о приключениях, а нравственный урок. Именно через пословицы и сказки проще формировать нравственность детей [8, 8]. Народные знания отражаются в приметах. На их примере можно объяснить рабо- тающие в природе взаимосвязи и явления природы [24]. Преподавателю крайне важно критически относиться к выбираемому материалу, так как необходимо показать, что некоторые приметы в действительности не работают, сказать, что раньше люди не знали всей той информации, которой сейчас обладают учёные, и объяснить, как же всё происходит в природе на самом деле. Особое внимание следует уделять практической части, то есть народному твор- честву: через работу руками дети получают большое количество информации, учатся работать с разными, в том числе природными, материалами и активнее вовлекаются в процесс. У каждого народа сложились свои отношения с природой. Одни из самых береж- ных характерны для малочисленных народов северных и арктических территорий. В последнее время к нашему наро- ду возвращается национальная память: люди начинают вспоми- нать о фольклоре, народных промыс- лах, традициях и переосмыслять их

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz