Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.
85 Социальная сфера традиций и образа жизни [8, 8]. Поэтому так важно выбирать из неё материалы, которые будут способствовать формированию экоцентрического сознания . «Традиции народной экологии — передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, основанные на знаниях, полученных при взаимодей- ствии с природой, имеющие общественную значимость и личностную пользу, направленные на сохранение гармонии в природе» [16]. В рамках этих традиций вполне возможно приобщить детей к научным исследованиям, развить у них интерес к познанию природы, эмоциональную вовлечённость, способность к самоактуализации [16], а также сформировать их научные и мировоззренческие взгляды, познакомить с элементами народного творчества, демонстрирующими красоту природы, привлечь к сохранению природы родного края, сформировать умения наблюдать природные явления и применять эти знания в мероприятиях, направленных на охрану природы [17]. «И сельские жители, и горожане, в детстве мы любим родное наше небо, наши леса и парки, реки и пруды. Нас восхищают набухающие почки и опадающие жёл- тые листья, цветы и ягоды, кузнечики и птицы. В детстве всё, на что падает твой взгляд, принадлежит тебе. И навечно. Старшие должны научить отрока не просто любоваться природой, но и хранить доверенный ему мир. Научиться похозяйски владеть им» [18]. Разные народности на протяжении веков вырабатывали систему воспитания, формирующую сознание. Многие философы, этнографы, педагоги и другие учёные подчёркивали, что у каждого народа за время его существования сформировались собственные модели воспитания и обучения [18]. В настоящее время отрасль педагогики, использующую этот опыт, называют народной педаго- гикой. «Народная педагогика — это совокупность педагогических сведений и воспита- тельного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках» [19]. Она помогает передать детям всё лучшее, что было накоплено веками: традиции, духовность и самобытность нации, а также показать, что в традициях разных народов есть много общего. Все люди на планете имеют общие цели и черты [19]. Всё это может обогатить духовные ценности общества. Система воспитания в рамках народной педагогики охватывала всё: от овладения трудовыми навыками до знаний о мире и месте человека в нём. Ниже наибольшее внимание будет уделено именно той части народной педагогики, которая связана с экологической культурой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz