Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.
83 Социальная сфера В каждой культуре закладывается отношение человека к окружающему миру, в том числе и к миру природы. У северных народов, населяющих арктические реги- оны, это отношение всегда было бережным, поэтому в современном образовании, по нашему мнению, следует обращаться к их опыту. В связи с чем целью нашего экологопросветительского проекта «Дети Земли» (реализуемого за счёт средств гранта губернатора Ленинградской области) было выявление возможности ис- пользования традиций народов, проживающих на северных и арктических терри- ториях, и взаимодействия с природой для формирования экологической культуры детей и подростков с ДЦП, ментальными отклонениями и проблемами слуха. В ходе экологического образования важно учитывать возраст обучаемого. Начи- нать этот процесс лучше с дошкольного возраста. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием тончайших оттенков родного слова» [11]. На разных этапах должны применяться разные средства (таблица 1). В старшем подростковом возрасте возможна лишь некоторая корректировка эколо- гического сознания, но не его формирование [12]. ТАБЛИЦА 1. РОЛЬ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Возраст Антропо- центризм Субъектное/ объектное отношение Экологическое сознание Другие особен- ности Виды деятель- ности Дошколь- ники Нет Субъектное Не сформировано. Лучший этап для начала формиро- вания Рисование, чтение сказок Младшие школьники Нет Субъектное Не сформировано Высокий познава- тель ный интерес ребенка к миру природы Чтение книг с изображениями различных живот- ных и растений, экскурсии на природу и в музей, возможность самому ухаживать за природными объектами Младший подростко- вый возраст Начинает форми- роваться Субъектное начинает заменяться объектным Не сформировано. Период, особенно благоприятный для целенаправленно- го формирования экологического сознания На высоком уровне находят- ся стремление к практическому взаимодействию с природными объ- ектами и желание их охранять Чтение книг с изображениями различных живот- ных и растений, экскурсии на природу и в музей, возможность самому ухаживать за природными объектами Средний подростко- вый возраст Есть Объектное Практически сфор- мировано Дети охотно участвуют в природоохранных мероприятиях. Способны самосто- ятельно осущест- влять достаточно сложные техно- логии взаимодей- ствия с природны- ми объектами Субботники, беседы, творче- ские конкурсы, непосредственное взаимодействие с животными и растениями Старший подростко- вый возраст Есть Объектнцое Чётко выделяется группа со сформи- рованным высо- коинтенсивным отношением к миру природы (17 %), и группа с низкой интенсивностью (37 %). Критический и наиболее педаго- гически сложный этап формирования экологического сознания Необходима ориентация на практическое при- менение, на «мод- ные тенденции», волонтёрские движения, экологи- ческие профессии и организации Субботники, беседы, творче- ские конкурсы, непосредственное взаимодействие с животными и растениями, кол- лекционирование, не связанное с лишением жизни У северных наро- дов, населяющих арктические реги- оны, отношение к природе всегда было бережным, поэтому в совре- менном образова- нии следует обра- щаться к их опыту
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz