Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.
82 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №1 (9) 2022 Как можно заметить из определения, упор делается прежде всего на знания. При этом экологическая воспитанность становится «побочным продуктом» [2] эколо- гического просвещения. На самом же деле такое формализованное отношение приводит к тому, что дети и подростки получают знания, но не могут связать их с собственной жизнью; не знают и, тем более, не умеют правильно взаимодейство- вать с миром природы [3]. Поэтому первый необходимый аспект, который нужно добавить к экологическому воспитанию, это формирование практических навы- ков. Самым важным компонентом экологического образования должно являться формирование экологического сознания. «Экологическое сознание — это сово- купность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек — природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней» [4]. В систему экологического образования положены следующие принципы: гумани- зация, научность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязан- ность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии [6]. Природа как объект уже представлена в современном образовании, но такое представление не формирует верного отношения к ней, поэтому необходимо менять тип отношений между человеком и природой с субъектнообъектного на субъектносубъектный. В настоящей системе образования это невозможно, так как экологическое воспитание во многом носит формализованный характер: школь- никам даются отдельные знания, не объясняющие их (знаний) связи с человече- ским обществом. Практическая деятельность и взаимодействие с миром природы почти или полностью отсутствует [3, 6]. Ребёнку же необходимо понимать своё место в природе и то, как непосредственно он может на неё влиять. Особенно это важно, когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья. Социализация для этой группы является одной из важнейших потребно- стей, и удовлетворить её можно в том числе и через взаимодействие с природой [7]. Кроме того, обучение таких детей имеет ряд особенностей, так как их внима- тельность и способность усваивать информацию ниже, чем у обычных учеников, время концентрации на предмете короче, и возможность усваивать информацию исключительно по аудиальному каналу хуже [8]. Поэтому их важно вовлечь в процесс. Чтобы процесс обучения стал более эффективным, необходимо задействовать разные механизмы и психологические факторы. Лекции должны сочетаться с семинарами, где учащиеся смогут показать свои навыки; практическими работа- ми, позволяющими развить навыки, а также с командным выполнением проектов и творческой работой. Всё это будет развивать интерес школьников к занятиям и, следовательно — к самому предмету изучения. Формальное образование не формирует интерес к этому предмету, который край- не важен для усвоения материала детьми [2, 8]. Если же занятия будут дополняться интерактивом, играми, творчеством и командной работой, то школьники будут активнее вовлекаться в процесс и легче усваивать информацию [2]. В этом случае стоит попробовать обратиться к народной педагогике, которая веками накаплива- ла материал и методы обучения. Многие известные педагоги и психологи разра- батывали научные подходы к воспитанию подрастающего поколения с помощью народных традиций, в том числе К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и С.Т. Шацкий. В.П. Налимов, В.Е. Борейко, Г.Н. Молодон, Н.Б. Дуденко, В.И. Скутина и многие дру- гие отечественные ученые исследовали важность народных традиций и обрядов в экологическом образовании [10]. Дети и подростки получают знания, но не могут свя- зать их с собствен- ной жизнью; не знают и, тем более, не умеют правиль- но взаимодей- ствовать с миром природы Социализация для этой группы явля- ется одной из важнейших потребностей, и удовлетворить её можно в том числе и через вза- имодействие с природой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz