Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.

72 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №1 (9) 2022 1. Стратегия правительства в Заполярье. Осло: МИД Норвегии, 2006. 61 с. 2. Доклад Стортингу № 4 (2018–2019). Долго- срочный план развития научных исследований и высшего образования на 2019–2028 гг. Осло: Министерство знаний Норвегии, 2018. 99 с. 1. Regjeringens nordområdestrategi. Oslo: Utenriksdepartementet, 2006. 61 p. 2. Meld. St. 4 (2018–2019). Langtidsplan for forskning og høyere utdanning 2019 –2028. Oslo: Det kongelige Kunnskapsdepartement, 2018. 99 p. 3. University Centre in Svalbard (UNIS). Annual Литература: Literature: Выводы ские студенты, вернувшись оттуда со стажировки, убеждённо озвучивали взгляды, которые официально оспариваются нашим МИДом. О ценивая норвежский опыт, в том числе с позиций его внедрения в российской Арктике, очевидно, что в нём есть и несомненные достижения, и очевидные трудности. В активе норвежцев — долгосрочное планирование, ориентация на практические нужды Заполярья, тесные связи вузов с научными учреждениями и бизнесом, со- здание системы непрерывного образования, особое внимание к нуждам коренных жителей Севера. Весьма примечательно, что активно внедряя обучение компьютерным технологи- ям с младших классов, норвежцы ставят задачу не переводить обучение в провин- ции «на дистант», а, напротив, максимально приблизить педагогов к учащимся, сохраняя живое общение. Правда, такое стремление мало вяжется с практикой закрытия школ в малых северных городках. Норвежские заполярные университеты накопили богатый опыт международных связей, включая проведение «раскрученных» конференций и выпуск много- численных совместных (в том числе монографических) публикаций в ведущих мировых издательствах. Здесь у них, безусловно, есть чему поучиться. Среди вузов Крайнего Севера России сопоставимую активность проявляют, пожалуй, только два федеральных университета — Северный (Арктический) в Архангельске и СевероВосточный в Якутске. Следует особо отметить, что российсконорвежские контакты по вузовской линии, в которых очень важную роль играет Университет Норд, оказались в числе немногих, не пострадавших от общего охлаждения дву- сторонних отношений после 2014 г. В равной степени опыт Норвегии демонстрирует и реальные проблемы Севера. Главной из них представляется глубокий разрыв между качественными, мирового уровня высшим образованием и вузовской наукой, с одной стороны, и явно «хрома- ющей» школьной системой — с другой. Для его ликвидации потребуются не только крупные бюджетные вложения, но и серьёзный пересмотр методик обучения. Как отмечает местная общественность, школьники массово бросают учёбу потому, что не считают получаемые знания полезными для их дальнейшей жизни [18]. Очень важно, однако, что норвежские власти не только открыто признают имеющи- еся проблемы, но и обсуждают их в атмосфере широкой гласности, публично заявляя о готовности учиться у северян. Так, готовя последнюю пока редакцию арктической Стратегии (2020 г.), кабинет Э. Сульберг сформировал особую экспертную группу из северной молодёжи, которая выдала много ценных предложений, в том числе по раз- витию образования в регионе. Они не только были использованы правительством в работе, но и в полном объёме приложены к тексту стратегии [19, с. 172189]. И этот опыт, на наш взгляд, заслуживает серьёзного внимания и распространения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz