Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.

71 Образование 2. Мобилизация учащихся: доказано, что близость учебного заведения оказывает сильный мотивирующий эффект. 3. Повышение квалификации местной рабочей силы, и её оседание в регионе. 4. Совершенствование сферы государственных услуг (примеры — создание уни- верситетских клиник, рост компетентности местных чиновников). 5. Привлечение в регион новых организаций; во многом изза наличия универ- ситета именно в Тромсё был размещен ряд научных учреждений национального уровня (Норвежский полярный институт, исследовательский центр «Норут», инсти- тут маркетинга рыбопродуктов «Нофима» и др.). 6. Создание компанийстартапов для коммерциализации результатов университет- ских НИОКР. 7. Сетевые эффекты, нетворкинг. 8. Облагораживающее влияние на социальную жизнь, «окультуривание» города, благодаря чему в Тромсё появились международный кинофестиваль и другие художественные мероприятия. 9. Роль университета как публичного «рупора» региона и фактора формирования регионального самосознания, особо значимого для отдалённой северной провинции. 10. Позитивный символический эффект для имиджа региона. Решение об учреж- дении университета в Тромсё «ознаменовало завершение процесса [послевоен- ного] восстановления Северной Норвегии. С этого момента регион был признан в качестве полноценной части королевства» [14, с. 217219]. Очень важна роль системы арктического образования и в контексте националь- ной политики. В частности, саамские школы в Финнмарке рассматриваются нор- вежским государством как главный вклад в исполнение обязательств страны по просвещению коренных жителей [15, с. 64]. Определяющий вклад университеты вносят в проведение арктических исследова- ний. Если в целом по Норвегии в 2019 г. на вузы пришлось 34 % НИОКР (по стоимо- сти), то на Севере два университета выполнили почти половину всех работ, в том числе в губернии Тромс — 64 % [16, с. 81]. Помимо большого объёма фундаменталь- ных исследований, северные вузы также наладили тесные связи с местными НИИ, ракетодромом на заполярном острове Аннёйа и предприятиями наукоёмких отрас- лей — микробиологии, генной инженерии, информационных технологий и др. Наконец, образовательная и научная деятельность северных университетов ре- шает и важные внешнеполитические задачи. Проводимые в стране исследования призваны давать научное обоснование для активного участия Норвегии в управ- лении глобальной Арктикой, укреплять её мировой имидж. В своей февральской речи Й. Гар Стёре вновь призвал активизировать изучение полярных морей, их энергоресурсов и климатических изменений, подчеркнув: «Эти процессы проходят у нас, но у них есть и большая международная повестка». Норвегия должна и да- лее оставаться «нациейисследователем, способной приглашать на Север и другие страны в силу своего положения прибрежного государства» [17]. Арктические исследования, таким образом, являются значимой «мягкой силой» Норвегии. Во многом благодаря деятельности профессоров и учёных Тромсё именно в этом городе были размещены секретариаты Арктического совета и Арктического экономического совета. Трудно также переоценить роль универси- тетского центра на Шпицбергене в продвижении «в массы» норвежской позиции по статусу данного архипелага — автор этих строк лично наблюдал, как россий- Образовательная и научная деятель- ность северных университетов решает и важные внешнеполитиче- ские задачи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz