Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.

69 Образование Функции и проблемы арктического образования Университет Норд (губерния Нурланн), учреждённый в 2011 г. на базе народного училища г. Будё, насчитывает около 11 тыс. студентов и 1300 сотрудников. Его отличительная особенность — тесные связи с практическими организациями, региональным бизнесом. В университете действуют, в частности, Центр проблем Крайнего Севера с собственной бизнесшколой и Центр северной логистики. Расту- щей популярностью пользуется ежегодная международная конференция «Диалог на Крайнем Севере», в которой нередко участвует премьерминистр Норвегии. Начиная с первых, установленных ещё в советское время, контактов с петербург- ским БГТУ «Военмех», Университет Норд развивает плодотворное сотрудниче- ство с вузами России. В настоящее время его партнёрами, в частности, являются университеты и нефтяные институты Мурманска, Архангельска, Ухты, Тюмени и других городов. Как преподаватель МГИМО, не могу не отметить наших давних связей, которые воплотились в совместную российсконорвежскую магистратуру по международному энергетическому бизнесу и уже третью коллективную моногра- фию о перспективах сотрудничества на Севере. На высокоширотном Шпицбергене, в поселке Лонгиербюен, действует междуна- родный Университетский центр на Свальбарде (норвежское название архипе- лага). Данное заведение, учреждённое в 1993 г. как госкомпания, предоставляет студентам и аспирантам других вузов годичные курсы по естественнонаучным специальностям с обязательной полевой практикой. В 2019 г. в центре обучались 743 студента, в 2020 г. изза ковидных ограничений их число сократилось до 299 человек из 32 стран, причём на норвежцев приходилось менее половины [3, с. 46]. Уникальная особенность Северной Норвегии связана с тем, что там живёт един- ственное в стране этническое меньшинство — саамы. Государство лишь в 1970е гг. перешло от попыток их ассимиляции к сохранению их уникальной культуры, и по образовательному уровню они сильно отстают от норвежцев. В районах компакт- ного проживания саамов лишь 15,5 % занятых имеют образование выше среднего, но правительство работает над выправлением ситуации. В городах Карашок и Каутокейно (оба расположены в глубине самой северной губернии Финнмарк) действуют две средние школы, призванные покрывать по- требности всего саамского населения Норвегии в образовании на родном языке. В последней ведётся также обучение оленеводству. В 1989 г. в Каутокейно организо- вано особое Саамское училище, с 2005 г. объединённое с расположенным там же международным научным центром — Северным саамским институтом. В настоя- щее время в училище, насчитывающем около 150 учащихся, читаются курсы по языку, культуре, верованиям, традиционному хозяйству саамов и по журналисти- ке. При нём функционирует Национальный центр проблем обучения на саамском языке, охватывающий всю цепочку — от детского сада до вуза [4]. Саамский также преподаётся в обоих северных университетах, а в центре «Сезам» при Университе- те Тромсё существует и магистерская программа по проблемам коренных народов. Е сли проанализировать норвежские политические документы и дискуссии в СМИ, можно выделить несколько основных задач, возлагаемых на систему образования в Арктике. Безусловно, важнейшая — собственно обучение, подготовка кадров для нужд за- полярных регионов, и здесь имеются застарелые проблемы. В Норвегии, особенно за Полярным кругом, наблюдается негативная тенденция, свойственная ряду евро- пейских стран: несмотря на бесплатный характер образования, до 40 % учеников бросают среднюю школу. В результате на Севере много нетрудоустроенной моло- дёжи, но при этом ощущается хронический дефицит врачей, учителей, специали- В районах ком- пактного прожива- ния саамов лишь 15,5 % занятых имеют образова- ние выше средне- го, но правитель- ство работает над выправлением ситуации

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz