Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.
68 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №1 (9) 2022 Образователь- ные учреждения образования и НИОКР. В том же году были опубликованы данные авторитетных обследований, показавших, что норвежские школьники по навыкам чтения и математической подготовке уступают сверстникам даже из бедных европейских стран. Правительство, призвав к активному диалогу самих педагогов и родителей, отреагировало масштабной кампанией «Подъём сферы знаний». Арктические образование и наука попали, таким образом, на пересечение сразу двух политиче- ских приоритетов, подхваченных и следующими правительствами. Если за период 18112005 гг. в Норвегии было открыто всего четыре университета (причём последний из них, в заполярном Тромсё — ещё в 1972 г.), то за последу- ющее десятилетие их число удвоилось. Расходы на НИОКР выросли с начала века примерно с 1,4 до 2 % ВВП. В 2014 г., уже при правых, в Норвегии введена практика утверждения долгосроч- ных планов развития НИОКР и высшего образования, корректируемых каждые четыре года. В настоящее время действует план на 20192028 гг., в котором постав- лены три основные цели: • повышение конкурентоспособности и инновационности экономики; • реагирование на крупные социальные вызовы; • формирование выдающихся научных коллективов. Планом определены пять приоритетных направлений научных исследований на десятилетие. Два из них — изучение океана и «Климат, экология и экологичная энергетика» — имеют прямые выходы на практические интересы Норвегии в Арктике. На повышение качества высшего образования дополнительно выделе- ны 250 млн норв. крон (около 28,3 млн долл. США по текущему курсу), не считая многомиллиардных вложений в строительство новых университетских зданий по всей стране [2, с. 7]. В настоящее время на Севере Норвегии действуют два университета с полным циклом обучения по классическим и прикладным специальностям, 10 народ- ных училищ (близких к нашим техникумам) и 37 двенадцатилетних общеобразо- вательных школ. Крупнейшим учебным заведением является упомянутый Университет Тромсё — Арктический университет Норвегии (губерния Тромс 1 ), в этом году отмечающий пятидесятилетие. В 20092016 гг. он дополнительно укрепил позиции, поглотив четыре учебные заведения региона. В настоящее время в нём обучаются 16,8 тыс. студентов и работают около 3700 чел. Университет выполняет наибольший в стране объём полярных исследований (ими заняты 130 сотрудников), получая до половины соответствующих грантов Исследовательского совета Норвегии. Ведущими подразделениями по экологии Севера являются Арктический центр устойчивой энергетики и Факультет биологи- ческих наук, рыболовства и экономики; уже в их названиях заметна характерная увязка фундаментальной, прикладной науки и образования. Университет тесно взаимодействует с научными организациями региона, прежде всего с Норвежским полярным институтом. Для координации их работы правительство страны в 2010 г. учредило в Тромсё крупный центр по исследованию климатических и экологи- ческих проблем Севера «Фрам». В городе также ежегодно проходит конференция «Арктические рубежи» — авторитетный мировой форум по вопросам северной науки, экономики и геополитики. 1 С 2018 г. под давлением правительства губернии Тромс и Финнмарк были административно объ- единены, но в восприятии жителей и даже в официальной статистике это почти не отразилось. В 2008 году были опубликованы дан- ные, что норвеж- ские школьники по навыкам чтения и математической подготовке усту- пают сверстникам даже из бедных европейских стран
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz