Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.

63 Образование Заключение Арктики и критериев, сформированных на основе данных мониторинга вакансий служб занятости населения, прогноза кадровой потребности работодателей. Зару- бежный эксперт С. Моллер исследует модели децентрализованного сестринского образования на циркумполярном Севере, рассматривая образовательные про- граммы в Гренландском университете [10]. Ещё один исследователь М. Сало анализирует создание на крайнем севере Фин- ляндии высокотехнологичного «Технопарка Оулу» — одного из первых на Севере Европы на основе коллаборации государства, Университета Оулу и корпорации «Нокиа» [19]. O.A. Майсанд [9] подходит к рассмотрению важности сохранения и развития высшего образования на Шпицбергене с позиций закрепления на нём Норвегии и реализации положений национальной арктической стратегии. Дж. Макдонел, Дж. Кохут, O. Шофильд и другие [8] фокусируют внимание на платформе Polar ICE ( www.polarice.org) , комплексной образовательной и инфор- мационной программе обеспечения виртуального доступа к полярным регионам для преподавателей средней школы и учёных университетов с целью улучшения понимания полярной науки. E.В. Баниа и С.E. Kвермо [2] изучают особенности психического здоровья корен- ных саамов и некоренной молодёжи в социокультурном пространстве сельских и городских районов крайнего севера Норвегии. В статье K. Блэйк [3] проводится анализ особенностей развития послевузовского образования в Западной и Восточной Арктике в 1945–1990 гг. и уточняется роль канадских университетов в реализации социальноэкономических целей нацио- нального строительства на севере Канады, что также может быть востребовано в качестве опыта в процессах подготовки российских научных кадров для освоения арктических пространств. П роблемы современной России в освоении Арктического региона связаны с дефицитом инвестиционных ресурсов, отставанием в создании, внедрении и распространении инноваций, оттоком трудоспособного населения, недостаточной координацией деятельности между сферами науки и производства. Указанный комплекс проблем имеет прямое отношение к содержанию государственной стра- тегической политики, а также к конкретным моделям и мерам её осуществления. К сожалению, до сих пор в основном идёт эксплуатация советского наследства (ин- фраструктура, флот, транспортные средства) и чёткая ориентация на глобальный, прежде всего, энергетический рынок. Дикая природа Арктики — ценнейшее достояние человечества, резерв биосферы, капитальная часть природной базы будущей цивилизации. На наш взгляд, этот принципиальный тезис должен быть поставлен во главу угла теми, кто непосред- ственно заинтересован в освоении и эксплуатации арктического региона. Миссия России XXI века — это освоение Арктики в интересах всего мирового человечества. Разумное соединение внутреннего и внешнего потенциала новой технологической революции в условиях слабости препятствующих ей институцио- нальных барьеров и групп особых интересов позволит развернуть эту революцию в России более быстрыми темпами, чем во многих других странах. На данном направлении важно объединить все мировые конструктивные научные, техниче- ские, технологические, политические, экономические и иные силы для решения жизненно важных задач человечества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz