Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.

62 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №1 (9) 2022 который свидетельствует о важности высшего образования. «Подготовка специа- листов, силами которых совершенствовалась теоретическая, материальнотехни- ческая база российской науки и накапливались эмпирические данные… позволила России в XVIII — начале XX вв. реализовать большое число государственных задач в целях защиты своих экономических и геополитических интересов в Арктике» [4]. В.П. Игнатьев, А.П. Богушевич, А.А. Дарамаева при рассмотрении вопросов, свя- занных с подготовкой кадров для Арктической зоны Республики Саха (Якутия), исходят из того, что при освоении территории должен использоваться системный подход. Для подготовки кадров, способных работать в экстремальных условиях Арктики, требуется с участием работодателей актуализировать (а коегде и создать) образовательные и профессиональные стандарты, разработать дисциплины, формирующие особые компетенции, необходимые для трудовой деятельности в Арктике. Авторы предлагают перечень таких компетенций, а также примеры обра- зовательных программ высшего образования для подготовки специалистов, в т. ч. в сетевой форме [5]. О.В. Будзинская отмечает, что в проектах по освоению месторождений, значитель- ная часть которых ещё не включена в реальный сектор экономики, остро ощуща- ется нехватка специалистов, владеющих умениями настройки роботизированных систем, модернизации (иногда создания с нуля) информационнотелекоммуни- кационных технологий на сухопутных территориях Российской Арктики. Анализ показал, что для АЗРФ характерна самая разветвлённая и глубокая в арктическом регионе сеть по подготовке специалистов в учреждениях среднего профессио- нального и высшего образования [1]. Особенности арктического рынка труда и подготовки специалистов в интересах развития грузоперевозок по Северному морскому пути (далее — СМП) анализиру- ют Е.А. Смягликова и И.И. Костылев [17]. В.Г. Цуприк, А.Б. Афонин и П.А. Гарибин подчёркивают, что подготовка кадров в субъектах АЗРФ является востребованной с учётом деятельности России и зару- бежных стран по добыче ресурсов на шельфах морей Северного Ледовитого оке- ана, строительству инфраструктуры, развитию Северного морского пути. Авторы приводят примеры партнёрств на национальном и международном уровнях в сфере кадрового обеспечения устойчивого социальноэкономического развития северных территорий [23]. Зарубежные эксперты и исследователи не так широко, как российские коллеги, рассматривают проблемы высшего образования и подготовки кадров в районах Крайнего Севера. Их привлекают частные аспекты, например отраслевые стандар- ты среднего и высшего образования. Использование социологических методов для изучения системы образования часто ограничено школьным образованием. Исследователи анализируют мнение подростков и учителей по вопросам органи- зации и перспектив обучения и воспитания. Большое внимание уделяется анализу образовательного пространства в среде коренных народов. Заметим, что статьи в российских источниках лишены сопоставлений «образование — закрепление на Севере — геополитика», которые часто встречаются в зарубежных публикациях [6, 22]. Учёные из Эстонского университета прикладных наук и предпринимательства, анализируя процесс подготовки кадров в высшей школе, сформировали перечень специфических навыков и изучили мнение студентов о роли «северных» навы- ков в учебной программе. Выявлено, что студенты высоко оценивают важность навыков и акцентируют внимание на необходимости их приобретения и развития в процессе получения высшего образования [12]. В зарубежных статьях о проблемах кадров в российской Арктике [20, 21] пред- ставлен опыт формирования перечня профессий с учётом приоритетов развития Зарубежные экс- перты и исследова- тели не так широ- ко, как российские коллеги, рассма- тривают проблемы высшего образова- ния и подготовки кадров в районах Крайнего Севера

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz