Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.
61 Образование Обзор публикаций Н.Г. Меньших отмечает, что дефицит кадров препятствует устойчивому социальноэ- кономическому развитию не только Крайнего Севера и Арктики, но и всего государ- ства. Количественный и качественный дисбаланс на рынке труда ставит под угрозу реализацию мегапроектов и национальных проектов в Арктической зоне. Приток специалистов из других регионов страны и зарубежья не решает проблему нехват- ки кадров. Автор констатирует существование двух групп задач, необходимых для решения проблемы, связанной с подготовкой кадров в интересах АЗРФ. «Первая группа — обеспечение инновационного характера базового образования, обнов- ление структуры сети образовательных учреждений, формирование интегрирован- ных научнообразовательных структур; обеспечение компетентностного подхода, понимаемого через укрепление взаимосвязи теоретических знаний и практических умений; развитие вариативности образовательных программ, в том числе созда- ние системы прикладного бакалавриата. Вторая группа задач — создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров, в том числе: создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионально- го образования; поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы поддержки организаций, предостав- ляющих услуги непрерывного профессионального образования» [7]. А.В. Симакова, И.С. Степусь, Е.А. Питухин анализируют потенциал вузов по подго- товке кадров в целях развития Российской Арктики и итоги опроса работодателей в ключевых отраслях экономики АЗРФ. По результатам опроса был сформирован перечень востребованных профессий, в большинстве относящихся к системе СПО. Однако в субъектах АЗРФ подготовка по многим направлениям не ведётся. С использованием экспертных методов авторы оценивают покрытие потребно- стей работодателей в высококвалифицированных трудовых ресурсах как в целом, так и в разрезе специальностей и направлений подготовки. Уделено внимание проблеме миграции выпускников за пределы арктического региона и её влиянию на кадровый потенциал территории. На примере вузов и предприятий Республи- ки Карелия показана целесообразность развития международной кооперации в рамках Баренцева ЕвроАрктического региона с целью формирования у российских выпускников передовых профессиональных компетенций [14, 15, 16, 24]. О.М. Островская подчёркивает, что миссия российских университетов — «наращи- вать интеллектуальный потенциал для развития страны», обеспечивать обществу постоянный приток современно мыслящих и социально ответственных молодых граждан. Автор сопоставляет процессы подготовки кадров высшей школы в совет- ском прошлом и в настоящее время. Рассмотрены условия, не всегда способствую- щие повышению качества и доступности образования, но в которых вузам следует осуществлять образовательный процесс и стремиться оказывать содействие трудоустройству выпускников. Представлены актуальные формы реализации обучения и сотрудничества вузов, предприятий, научных организаций и органов власти. Сделаны выводы о необходимости разрыва дистанции между содержа- нием подготовки в университете и перспективными кадровыми потребностями экономики. М.В. Иванова и О.В. Шабалина рассматривают взаимосвязь высшего образования с возможностями реализации государственной политики на Севере и в АЗРФ на современном этапе. Среди факторов, препятствующих эффективной подготовке кадров в субъектах Арктики, отмечается дисбаланс между спросом и предложени- ем в территориальном и профессиональном отношении. На рынке труда наблю- даются взаимосвязанные тенденции: с одной стороны, дефицит рабочей силы, с другой — сложности трудоустройства. Реформирование высшего образования не в полной мере решило проблему закрепления молодёжи в северных регионах и удовлетворения потребностей региональных рынков труда. В статье представлен опыт начатого в советский период вовлечения молодёжи в освоение Арктики, Приток специа- листов из других регионов страны и зарубежья не решает проблему нехватки кадров
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz