Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.

52 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №1 (9) 2022 • формирование процессов подготовки, переподготовки и повышения квалифика- ции «профориентологов», которые будут нормативно закреплены; • создание образовательного, инфраструктурного и информационного ресурсов вузов Архангельской области — САФУ и СГМУ, которые могут стать «центрами превосходства» по своим ключевым направлениям подготовки, завязанным на реальный сектор экономики; • обеспечение взаимодействия системы профориентации молодёжи с экономикой и социальной сферой, в котором помогает научнообразовательный центр «Рос- сийская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования». Ведущей формой фиксации и поддержания профессионального самоопределе- ния и развития студентов являются профессиональные пробы, стажировки. Они являются уникальной возможностью для студента приобрести практический опыт, развить профессиональные компетенции, приобрести важные полезные контакты и сделать первый шаг к построению своей карьеры. Достаточно полезными могут быть кейсчемпионаты и чемпионаты профессиональных компетенций, реализуе- мые в форме организации практической деятельности студентов. Весьма привле- кательными могут быть и площадки, интернетпорталы, где студент или молодой специалист может оставлять заявки на стажировки, выбирать программы стажи- ровок с учётом работодателя, будущей профессии и личных интересов. Также, в ходе проведения прикладной исследовательской работы, экспертами разработана универсальная для субъектов АЗРФ методология организации ста- жировок студентов, учитывающая лучшие отечественные и мировые практики механизмов и методик их проведения. Главные принципы методологии органи- зации стажировок разработаны совместно с представителями органов власти в сфере образования, экономического развития и предпринимательства субъектов АЗРФ, экспертами организаций профессионального образования и работодателей, осуществляющих деятельность в АЗРФ [11]. Анализ данных о способах и механизмах организации стажировок в международ- ной и российской практике позволил выделить отдельный формат организации стажировок студентов — создание универсальной цифровой платформы для размещения информации о стажировках. Популярные платформы в России — «Профстажировки 2.0», FutureToday, Сhangellenge, Grintern. Цифровой метод при- влечения студентов является инструментом реализации «программ практической подготовки, которые включают три стороны: студент, работодатель и организация профессионального образования». По результатам практического применения методологии организации стажировок студентов на территории Архангельской области более 1000 студентов организа- ций профобразования приняли участие в отборе на стажировки в сфере произ- водства, энергетики, финансов, здравоохранения, культуры и информационных технологий. По итогам отбора 50 студентов получили возможность пройти ста- жировки у 5 работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории АЗРФ. Чтобы привлечь к работе в Арктике и подготовить к ней специалистов с универ- сальным набором компетенций, способных выполнять задачи в суровых природ- ных условиях, нужно делать ставку на программы профориентации и специальных стажировок при условии сотрудничества вузов с ведущими госкорпорациями или крупными ресурсодобывающими компаниями. Так, на базе крупных российских компаний — Газпром и ЛУКОЙЛ — созданы специальные классы для профподготовки эффективного кадрового резерва дан- ных предприятий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz