Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.

48 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №1 (9) 2022 на судостроение и обеспечение инфраструктуры Северного морского пути (далее — СМП). Низкая заинтересованность молодёжи и недостаточная квалификация специалистов усугубляют проблему дефицита кадров в Арктической зоне. Мате- риальнотехническая база учебных заведений зачастую не соответствует высоким требованиям работодателей, заинтересованных в определённых компетенциях выпускников. Квалифицированных профессионалов слишком мало, а выпускники техникумов и колледжей сейчас не хотят работать по специальности. В результате судоремонтным и судостроительным предприятиям остро не хватает электрога- зосварщиков, судокорпусников, слесарей, ремонтников и монтажников. Строи- тельным компаниям не хватает плотников, бетонщиков, операторов бульдозеров, катков, геодезистов. С отсутствием квалифицированных специалистов сталкивают- ся и портовики: нет докеровмеханизаторов, такелажников, крановщиков [3]. В Арктике появляется возобновляемая энергетика, развиваются беспилотные технологии в сфере транспорта, в горнорудной промышленности внедряются при- родоподобные технологии, развивается зелёное финансирование, и по всем этим направлениям нужны специалисты. Необходимые профессии можно подбирать согласно «Атласу новых профессий» Агентства стратегических инициатив. И очень важно согласование количества необходимых специалистов с ресурсным обеспе- чением проектов, которые предполагается реализовывать в АЗРФ [4, 5]. Перечислим главные проблемы профориентации в арктическом регионе: отсутствие общепринятых, однозначных образов профессионального успеха; практически отсутствующее или очень слабое взаимодействие государства, орга- нов образования, образовательных учреждений с профориентационной наукой; недостаточно глубокое знакомство учеников с миром профессий, рынком труда, и неприученность к труду; недостаточность внимания от различных социальных институтов к профориента- ции и её проблемам; отсутствие разработки и функционирования единой, комплексной системы профориентационной работы, профессионального и психологопедагогического сопровождения человека на пути самоопределения; непонимание большого влияния и значимости профориентации для общества в целом и для конкретного человека в частности [8]. Н а территорию Крайнего Севера должны приходить ответственные люди, ко- торые знают и понимают особенности местности, готовы и умеют работать в экстремальных условиях. Поэтому учащиеся учебных заведений должны получать общие знания о жизни в Арктике, вырабатывать практические навыки и умения для решения проблем в определённой сфере деятельности с учётом постоянно обновляемой информационной среды. Это может быть реализовано с помощью создания специальных мероприятий и площадок. Там учащиеся смогут получать нужную информацию о территории и условиях работы в Арктике. Также необ- ходимо создание специальной программы профориентации молодёжи. Цель — повышение качества конструирования своего профессионального и личностного развития. Профориентация — комплекс мероприятий для: • подготовки молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социальноэкономической ситуации на рынке труда, Решения Низкая заинтере- сованность моло- дёжи и недостаточ- ная квалификация специалистов усу- губляют проблему дефицита кадров в Арктической зоне

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz