Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.

45 Образование Помимо прочего, подобный подход более адаптивен и комфортен с точки зрения медицинских показаний [2]. Среда «ближней» Арктики благоприятней в таком случае, нежели миграции в южные широты, которые отрицательно сказываются на состоя- нии организма человека и продолжительности жизни в целом. Такой метод направ- лен на формирование мобильного общества на основе: регулируемых ротаций — «подвижности населения» [3], отсутствия «усталости». Это, в свою очередь, повышает качества труда, конкурентоспособность, а с глобальной точки зрения наращивает меридиональную связность региона, что повлечёт за собой позитивные изменения в ряде других вопросов и сможет решить часть задач, заложенных в государственной стратегии для территорий «дальней» Арктики. Междисциплинарное взаимодействие — ещё один очень важный аспект, которому, к сожалению, на данный момент уделяется очень мало внимания. Необходимо фор- мирование на глобальном уровне культуры междисциплинарного взаимодействия, начиная со студенческих работ (например, правильно было бы организовывать дистанционное междисциплинарное взаимодействие на уровне сопряженных курсо- вых проектов и дипломных работ) и заканчивая научной и практической деятельно- стью, направленными на понимание того, что ни одна из наук и специальностей не способна охватить и решить весь круг арктических задач. Только междисциплинар- ная работа и налаженные принципы взаимодействия смогут быть эффективными и плодотворным в долгосрочной перспективе. Междисципли- нарное взаимо- действие 1. Градостроительная доктрина Российской Фе- дерации / Г.В. Есаулов, И.Г.Лежава, В.Я. Любов- ный и др.; Российская академия архитектуры и строительных наук. М.: Эконинформ, 2014. С. 30. 2. Душкова Д.О. Экология и здоровье человека: региональные исследования на европейском севере России / Д.О. Душкова, А.В. Евсеев. М.: Географический факультет МГУ, 2011. 192 с. 3. Замятина Н.Ю. Российская Арктика. К новому пониманию процессов освоения / Н.Ю. Замяти- на, А.Н. Пилясов. М.: Ленанд, 2019. 395 с. 4. Замятина Н.Ю. Развилки судьбы фронтирного города: уроки Игарки // ЭКО. 2021. № 51(1). С. 67–92. 5. Россия в Арктике. Вызовы и перспективы освоения. Доклад Института национальной стратегии / Под ред. М.В. Ремизова. М.: Книжный мир, 2015. С. 384. 6. Еремеева О.И. Обеспечение сибирского севе- ра квалифицированными кадрами 30е годы ХХ в. / Вестник ТГУ, 2012, №1 (17). С. 3944. 7. Мацук А.М. Развитие системы среднего специ- ального образования на Европейском Севере России в 1920–80е годы: динамика количества техникумов и числа учащихся // Вопросы исто- рии и культуры стран и территорий / 2014. №4 (28). С. 4673. 1. Urban planning doctrine of the Russian Federation / G.V. Esaulov, I.G. Lezhava, V.Ya. Lyubovnyi and others; Russian Academy of Architecture and Building Sciences. Moscow: Ekoninform, 2014. P. 30. 2. Dushkova D.O Ecology and human health: regional studies in the European North of Russia / D.O. Dushkova, A.V. Evseev. Moscow: Faculty of Geography, Moscow State University, 2011. 192 p. 3. Zamyatina N.Yu. Russian Arctic. Toward a new understanding of development processes / N.Yu. Zamyatina, A.N. Pilyasov. Moscow: Lenand, 2019. 395 p. 4. Zamyatina N.Yu. Forks in the fate of the frontier city: the lessons of Igarka // ECO. 2021. No. 51 (1). P. 67–92. 5. Russia in the Arctic. Challenges and prospects for development. Report of the Institute for National Strategy / Ed. M.V. Remizov. Moscow: Book world, 2015. P. 384. 6. Eremeeva O.I. Provision of the Siberian North with qualified personnel 30s of the XX century. / Bulletin of TSU, 2012, No. 1 (17). P. 39–44. 7. Macuk A.M. Development of the system of secondary specialized education in the European North of Russia in the 1920–80s: the dynamics of the number of technical schools and the number of students // Questions of history and culture of countries and territories / 2014. No. 4 (28). P. 46–73. Литература: Literature:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz