Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.
43 Образование Ещё один важный момент — включение элементов цифрового образования, осо- бенно в сельских школах, в школах на территориях посёлков городского типа и в подобных им. Использование цифровых технологий позволит дополнить стан- дартную программу образования трансляциями специализированных предметов из региональных центров и профильных спецшкол, расширит кругозор учащихся и повысит общий уровень образования. Впоследствии это обеспечит повсемест- ную доступность образования высокого качества. Также необходимо проводить занятия по профессиональной ориентации, информировать учащихся о редких специальностях, включая альтернативные (развитие креативных индустрий в Яку- тии) или высокотехнологичных (уже в нескольких арктических регионах, включая Мурманскую область). Помимо этого, нужно предлагать школьникам конкретные сценарии «образование — трудоустройство», рассказывать, какие специальности можно получить в регионе, где и как их в последствии применить. Плановый системный подход в системе образования должен обеспечить и обо- снованность выбора планировочных решений и целесообразность объёмов строительства учреждений. Пример — недостроенная школа в п. Кюсюр. Её стро- ительство остановлено, а объём и габариты нецелесообразны при численности населения посёлка 1,3 тыс. чел. (Рис. 2). Система среднего специального и высшего образования должна тесно взаимодей- ствовать с производственным комплексом регионов, чутко следовать существую- щим и потенциальным кадровым потребностям регионального рынка (примером «нового начала» подобного взаимодействия может послужить Норильск — расши- рение и переработка образовательных программ Заполярного государственного университета и организация расширенных производственных практик на базе предприятий Норникеля). Образовательный комплекс — залог формирования кадрового потенциала региона и его устойчивого развития, поэтому рассмотрение его в отрыве от территориаль- ной организации и мест приложения труда, особенно в условиях Севера, невоз- можно. О необходимости формирования комплекснотерриториальных подходов говорили ещё в 1950–60х гг.: концепция ТПК (территориальнопроизводственных РИС. 2. НЕДОСТРОЕННОЕ ЗДАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ П. КЮСЮР Фото из архива автора Территориаль- ный аспект и системное взаимодействие Использование цифровых техно- логий позволит дополнить стан- дартную програм- му образования трансляциями специализирован- ных предметов из региональных центров и про- фильных спецшкол
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz