Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.

42 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №1 (9) 2022 учающихся. С 50х годов происходит существенный рост числа учащихся в техни- кумах. В результате техникумы на Европейском Севере превращаются в крупные учебные заведения, в которых среднее число учащихся доходит до 1000 человек [7] — соответственно увеличивается число специалистов, подготовленных в этих учебных заведениях. В этот период велась подготовка по более чем 65 направле- ниям: сельское хозяйство, промышленность, транспорт, социальная сфера и др. Однако, повсеместный спад в начале 90х годов крайне негативно отразился на системе среднего специального образования вообще, и сильно отразился на системе образования и кадровом резерве Севера. После распада СССР случился «массовый выезд на материк», вследствие чего «регионы Крайнего Севера потеря- ли от 25 до 50 %» трудоспособного высококвалифицированного населения [4]. Так была нарушена преемственность в среде специалистов, и был утрачен комплекс учреждений по подготовке специализированных «северных» кадров. Развитие системы на современном этапе должно затрагивать все уровни. Началь- ное и общее образование должно быть дополнено новыми или «хорошо забыты- ми» дисциплинами: краеведение, «североведение», «арктикаведение». Это озна- чает изучение природных и культурноисторических богатств на региональном и локальном уровне. Оно направлено на развитие понимания значения и значимо- сти «малой родины», самоидентификации и гордости за родной улус, район, край и так далее. Так закладываются основы для формирования идентичности, желания жить на «малой» родине, ценить или даже усиливать его. Это способствует ответ- ственному отношению к природе, экосистеме, материальному и нематериальному наследию и пр. Впоследствии такое образование должно повлиять и на сбереже- ние населения и закреплению «на местах» за счёт желания жить на родине. Помимо этого, нужна разработка специализированных программ физического воспитания, адаптированных к суровым природным условиям, малым площадям сельских школ (рис. 1). Требуются сценарии применения наиболее эффективных тренажёров и снарядов с учётом специализированных медицинских рекоменда- ций касательно особенностей функционирования организма человека в высоких широтах, а также исходя из общей стратегии формирования здорового населения Арктики. Задачи сегодняшнего и завтрашнего дня РИС. 1. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. КЮСЮР Фото из архива автора На Европейском Севере СССР сред- нее специальное образование в 1920–30е гг. полу- чило новый виток развития Повсеместный спад в начале 90х годов крайне не- гативно отразился на системе образо- вания и кадровом резерве Севера

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz