Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.

41 Образование Chaika E.A. Expert of the PORA Expert Center (Project Office of the Development of the Arctic); Applicant PhD in Architecture, Chair «Urban Planning», Moscow Institute of Architecture (State Academy); Urban Planning Analyst CG Agency for strategic development “Center” ― archichaika@yandex.ru Чайка Е.А. Член Экспертного совета ЭЦ ПОРА, соискатель степени к. арх. (специа- лизация Градостроительство) МАрхИ (Московский Архитектурный институт (Государственная Академия), градо- строительный аналитик ГК Агентство стратегического развития «Центр» ― archichaika@yandex.ru Р азвивающаяся Россия, нацеленная на качественное преобразование и освое- ние территорий, в последнее десятилетие рассматривает Север и Арктическую зону как одно из приоритетных направлений. Множество проектов сегодня на- правлено на развитие арктических пространств, однако еще очень много работы впереди. Один из необходимых векторов развития — сфера образования, каче- ственное изменение которой необходимо как ответ для решения ряда северных проблем. Среди них особенно актуальны: прогрессирующая убыль населения, недостаток специализированных кадров, неравномерная межрегиональная трудо- вая миграция и другие. Таким образом, имеет смысл говорить не только об улуч- шении содержания образовательных программ, но и о формировании образова- тельных комплексов по территориальному принципу и специфике потребности в трудовых кадрах каждого региона. В основе решения, несомненно, должен стоять системный принцип организации, использующий все ступени образования: начальное, среднее, среднее специаль- ное, высшее. Помимо этого, необходимо обеспечивать их совместную работу, взаимодействие с градообразующими предприятиями и ключевыми стейкхолде- рами регионов, осуществлять сбор статистики и данных относительно требуемых специальностей и совместно с ведущими предприятиями прогнозировать потен- циальные дефициты. С момента начала интенсивного освоения Севера и Арктики в 30е гг. вопрос «северного» образования и подготовки специализированных кадров стал крайне актуален, а подходы к его решению сразу стали носить системный харак- тер. Примером этому могут служить северные школы («русские» и «националь- ные»), многоступенчатая система подготовки кадров, включающая вовлечение ведущих вузов Союза и активное формирование системы среднего специального образования. На Европейском Севере СССР среднее специальное образование — начало формирования которого пришлось ещё на дореволюционный период — в 1920–30е гг. получило новый виток развития. В этот период было открыто много средних специальных учебных заведений, правда, небольших по количеству об- Введение Краткая ретроспектива

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz